Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Январь » 12

Профессиональная направленность преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» при подготовке учителей начальных классов

Игнатьева Алёна Александровна
ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
г. Чита, Забайкальский край

Аннотация: в данной статье анализируется профессионально-педагогический потенциал математики при подготовке учителей начальных классов, рассматриваются приемы реализации профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины «Математика».

В профессиональных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение математики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.

Профессиональная направленность общеобразовательных учебных предметов предполагает целенаправленное применение педагогических средств, обеспечивающих не только формирование у обучающихся знаний, умений, навыков по учебному предмету, но и развитие интереса к выбранной профессии или специальности, ценностное отношение, профессиональных качеств личности будущего специалиста.

Педагогическими средствами, способствующими реализации профессиональной направленности, являются элементы содержания обучения и совокупность форм, методов, приемов обучения, определяющих актуальные подходы и концептуальные принципы процесса обучения.

Для гуманитарного профиля профессионального образования более характерным является усиление общекультурной составляющей учебной дисциплины с ориентацией на визуально-образный и логический стили учебной работы.
Курс математики начальной школы является вводным интегрированным курсом, формирующим общие представления учащихся о математике, об особенностях математического знания и математического языка. Одна из основных задач этого курса – обеспечить понимание учащимися математических понятий, действий, правил, символов как способов обозначения, хранения и передачи собственного и чужого опыта и знания, как средств, которые наряду с естественным языком и языками других областей знания делают более эффективным общение и познание мира. Математика должна выступить перед детьми как совокупность инструментов познания, дополняющих и расширяющих возможности познания мира, себя в мире.

Таким образом, важнейшим итогом начальной математической подготовки ребенка является не только и не сколько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического (или другого) содержания.

Для обеспечения соответствующей готовности студентов будущих учителей начальных классов математические знания студента должны быть поняты и освоены с позиций методологических знаний о сущности математики и математических методов и способов познания, математических средств познания мира и математических способов действий, с позиций современных эффективных педагогических парадигм. Мы причисляем к профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущего педагога начальных классов не только значимый и профессионально интересный материал, вводимый в содержание обучения, но и деятельность, направленную на освоение таких мыслительных операций, аналоги которой будут выполняться студентами в педагогической деятельности учителя начальных классов.

Поэтому под профессиональной направленностью преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» при подготовке учителей начальных классов мы понимаем:
− овладение математическим содержанием при решении профессионально ориентированных заданий;
− развитие умения учиться.

Применительно к математическому содержанию формирование умения учиться, помимо рефлексии как центрального механизма, лежащего в основе изменений мышления, деятельности, коммуникации и самосознания, предполагает развитие:
− интуитивного и логического мышления и соответствующего им математического языка;
− мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сериации, классификации и др.);
− умений оперировать знаково-символическими средствами, выражать содержание (объекты, явления, признаки, отношения, действия, преобразования) в разных знаково-символических формах, переходить от одного языка к другому, отделять содержание от формы его представления;
− проективной и творческой деятельности.

Преподавателю математики необходимо составить систему математических заданий, способствующих будущему педагогу овладеть основами профессии для повышения уровня обобщенных знаний о деятельности.

Первое время первокурсники испытывают трудности при изучении математики. Школьный опыт обучающихся сформировал у них взгляд на математику как на некоторый свод формальных однозначных правил и утверждений, выработал репродуктивный тип учебной деятельности, тогда как при изучении профессионально ориентированного курса требуется деятельность продуктивная. Сегодня в числе основных проблем, связанных с развитием математического образования, также выделяют проблему мотивационного характера, заключающуюся в том, что студенты обладают низким уровнем учебной мотивации. Одним из выходов решения этой проблемы, а соответственно и повышением эффективности обучения может служить использование профессионально ориентированных задач в рамках проведения учебных занятий

В заключение отметим следующее. Проектирование математической учебной деятельности в профессиональном образовании способствует повышению профессиональной компетентности будущего педагога начальной школы. Основные показатели компетентности: системность и критичность мышления, умение моделировать, творческий потенциал, владение методами исследования.

Список используемой литературы
1. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. М: Школьная пресса, 2003. – 143 с.
2. Царева С.Е. Проблемы подготовки учителей начальных классов к обучению математике в системе педагогического образования современной России // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12. – С. 113-115.
3. Дорофеев А.В. Профессиональная направленность математической подготовки будущего педагога // Вестник ОГУ. – 2005. С. – 124-129.

Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar