- 12.01.2025
- 238 Просмотров
- Обсудить
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Ачинский торгово-экономический техникум"
Фронтальная форма работы наряду с индивидуальной и групповой относится к традиционным формам работы на уроке.
В последнее время все чаще фронтальная форма подвергается критике, как неэффективная. В обоснование такого вывода приводятся данные, указывающие, что при рассматриваемой форме учитель весь урок или большую его часть стоит перед обучающимися, объясняет, рассказывает, а зачастую сам с собой ведёт беседу, сам отвечает на свои же вопросы. Ученики внимательно слушают объяснение, стараются понять, но непродолжительное время; делают вид, что слушают, некоторые даже кивают или поддакивают, но обычно отвечают невпопад, ждут подсказки; делают записи, но ничего при этом не понимают или не думают о том, что пишут; скучают и считают ворон и т.д. [1].
Изложенная позиция представляется не совсем верной. Не отрицая существующих проблем, хочется встать на защиту фронтальной формы работы.
Действительно, такая форма считается элементом традиционного знаниевого подхода в обучении, когда преподаватель выстраивает фронтальную работу с группой, передавая основное содержание дисциплины обучающимся. В последующем за счет индивидуальной работы с материалом студенты применяют полученные знания на практике, и методом проб и ошибок приходят к пониманию.
В настоящее время широко внедряется деятельностный подход в обучении, согласно которому результаты обучения представляются в виде конкретных действий, совершаемых каждым обучающимся на трех уровнях. Если студент выполняет письменную работу, он совершает материальные действия, отвечая на вопрос или поясняя, выполняет речевые действия, размышляя над заданием или вопросом, совершает действия умственные.
Таким образом, исходя из деятельностного подхода, научить означает помочь обучающимся приобрести и развить необходимые действия на всех трех уровнях.
Для преподавателя, по мнению ряда ученых, это означает: «В знаниевом подходе предполагалось, что когда ученик знает что-то, то он может рассказывать о своих знаниях и что-то соответственно делать. При этом не предусматривалось требование, чтобы каждый ученик обязательно говорил на уроке. В деятельностном подходе также предполагается, что если ученик освоил предметные действия, то он может и говорить об этом. В чем же отличия? Они в процессе выработки, формирования новых действий, всего нового. Если ученик действует сначала по образцу и проговаривает свои действия другому, а потом, выполняя предметные задания, проговаривает способ выполнения себе, то постепенно этот способ, эти знания становятся его собственными мыслями, его внутренними умственными действиями. Не просто слушать учителя, а говорить об услышанном с напарником, проговаривать себе. Не просто делать по образцу, а выполнять, проговаривая вслух другому и потом шепотом – себе. Тогда знания будут легче присваиваться каждым учеником» [2, с. 7].
В рамках деятельностного подхода вектор используемых форм работы преподавателя сдвигается в сторону групповых, фронтально-парных, индивидуальных занятий с использованием различных технологий, позволяющих успешно усваивать материал, развивать критическое мышление. При этом используются как проверенные и положительно зарекомендовавшие себя технологии, так и относительно новые.
Так, развиваясь на очередном этапе постиндустриального периода в условиях глобальной цифровизации, наше государство, общество, каждый человек сталкивается с огромным объемом информации, оценка полноты и достоверности которого порой вызывает существенные трудности. Особенно это касается детей. В таких условиях для борьбы с «информационным мусором» создана и применяется в обучении технология фактчекинга, позволяющая определять степень достоверности поступающей и транслируемой информации.
Очевидно, что по мере дальнейшего развития общества, возникновения новых вызовов, будут создаваться и новые технологии в обучении, получат импульс к развитию иные формы работы преподавателя с обучающимися.
Вместе с тем, как невозможно построить добротный дом без качественного фундамента, так и невозможно получить качественные результаты обучения без усвоения и понимания обучающимися сути изучаемой науки, дисциплины или курса, фундаментальных основ, принципов, понятийного аппарата, что достигается именно фронтальной работой преподавателя со студентами. Основное содержание материала, сложные понятия и конструкции могут быть даны обучающимся и усвоены ими, пусть на первоначальном этапе и неглубоко, лишь с использованием фронтальной формы работы.
Не стоит забывать и о том, что фронтальная форма направлена на совместное выполнение определенной деятельности в комфортном для всех темпе. Преподаватель при этом следит за вовлеченностью в процесс освоения материала каждого обучающегося, что отнюдь не мало важно.
Рассматриваемая форма работы призвана обеспечить единство восприятия выдаваемого преподавателем учебного материала, она предоставляет возможность группового обсуждения полученной информации и, соответственно, коллективного обучения.
Несмотря на традиционность фронтальная работа позволяет вырабатывать у обучающихся умение рассуждать, т.е. также способствует развитию критического мышления.
Кроме того, эта форма позволяет обучающимся увидеть ошибки одногруппников и оказать им помощь в исправлении таких ошибок, вызывает у обучающихся интерес к получению знаний и желание активно действовать.
Также фронтальная работа дает возможность единого управления процессом обучения, поскольку преподаватель в этот период становится основным источником информации и имеет возможность обращать внимание всех обучающихся группы на изучение конкретной темы, а однородность средств обучения на занятии у всех обучающихся группы, формирует унифицированный уровень знаний.
Безусловно, как и в любой деятельности не следует допускать перекосов, и, к примеру, не переходить до конца занятия в индивидуальную форму работы со студентом, который не смог вместе с остальными в отведенное время уяснить смысл изучаемого понятия или конструкции. В любом случае, требуется соблюдение баланса времени и интересов других обучающихся группы. Однако и отрицать ценность фронтальной формы работы как архаичной и неэффективной тоже не следует.
Такое отрицание представляется ошибочным, поскольку речь преподавателя и мышление обучающегося находятся хоть и в сложном, но взаимодействии. Слово педагога при правильной организации фронтальной работы, приобретает смысл и наполняется содержанием в представлении ученика.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Почему фронтальная работа не дает результатов. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZqbO15g7IVVXkC8Y (дата обращения 12.01.2025).
2. Фронтально-парные занятия: учебно-методическое пособие / Коллектив авторов под. ред. И.Г. Литвинской. – Красноярск, 2022. – 76 с.
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.