- 23.01.2025
- 310 Просмотров
- Обсудить
Донгак Юлия Чульдум-ооловна,преподаватель русского языка и литературы, родной (тувинской) литературы ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум»
Уходящее столетие принесло человечеству многое: возвысило человечество, подняло культуру и науку на новые ступени, сделало мир более умным, интеллектуально и социально зрелым. В то же время значительно разъединило людей, во многом лишило их доброты и взаимопонимания. Человеческие отношения приобретают утилитарный, рационалистический, «коммерческий характер», что проникает даже в семью и меж родственные отношения.
Нависла угроза над важнейшей ценностью человеческой жизни – нравственностью, духовностью. Нет прежней доброжелательности, гостеприимства, милосердия, взаимопонимания. Вызвано это тем, что под угрозой оказались нравственные ориентиры.
Нравственность в переводе на тувинский язык будет «мозу-шынар» («мозу-будуштүг»). [1, С. 310].
Актуальность проблемы нравственного воспитания в современных условиях объясняется рядом социально-экономических проблем. Это постоянно меняющееся (то в лучшую, то в худшую сторону) благосостояние народа, изменение социальной природы семьи, отсутствие у подрастающего поколения жизненного опыта, связанного с суровыми испытаниями.
Цель нравственно-патриотического воспитания – целенаправленный процесс формирования системы отношений человека: к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, труду и результатам труда, самому себе.
Таким образом, целью нравственного воспитания народная педагогика считает превращение гуманных нравственных установок, предписаний и личные убеждения как фактор высоконравственного поведения.
Основные задачи состоят в том, чтобы закреплять и развивать активную жизненную позицию, сознательное отношение к долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, а содержание предполагает специальное внимание к нравственным чертам личности, то есть это своего рода программа нравственных требований, перечень нравственных черт личности.
Современная молодежь имеет массу интересов и увлечений; у неё есть все возможности для удовлетворения своих духовных потребностей. Но добиться успеха в воспитании и обучении в наши дни невозможно без культурного, нравственного воздействия на подростков и молодежь. Особенно эффективным разговор с обучающимися становится тогда, когда педагог воздействует на его чувства – пробуждает у него надежду, гордость или стыд. Однако такой успех приходит не сразу. Необходим индивидуальный подход к подростку, особое внимание к нему.
Для того, чтобы создать эффективную методику нравственного воспитания на уроках тувинской и русской литературы, необходимо поднимать читательский интерес обучающихся, активизировать познавательную деятельность, применять разные приемы и формы обучения.
На первом курсе начинаем изучение тувинской литературы с фольклора «Тыва улустун аас чогаалы» – «Устное народное творчество». Знания, полученные в школе, плачевные. Словарный запас скуден. Обучающиеся не знают самые элементарные пословицы и поговорки, затрудняются назвать героев тувинских народных сказок, а порою не знают даже названия тувинских народных песен.
Известно, что и мысли у обучающихся обогащаются быстрее и плодотворнее, когда они переживают эмоциональный подъем, живо реагируют на события и характеры героев, наиболее яркие душевные переживания происходят в активной речевой деятельности, самостоятельных суждениях, спорах. При этом очень важно, чтобы гармонично развивались все виды деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.
Родители, ожидая ребенка, должны совершать хорошие дела. У желанного ребёнка душа добрая. Убаюкивая колыбельной песней, мама воспитывает в душе ребёнка нежность, добродушие. Такой ребёнок никогда не совершит грубости и злости по отношению к другому человеку.
«Ада созун ажырып болбас, «Советы матери запоминай,
Ие созун ижип болбас» наказы отца выполняй.»
Улегер домак Народная пословица [2, С.47]
Любовь, ласку родителей, силу ее воздействия на формирования прекрасной человеческой души в детях ничто на земле не может заменить.
Когда ему исполняется два года (по тувинскому обычаю, только что родившемуся ребенку должно быть один год, так как девять месяцев, проведённые в утробе матери, считается первым годом жизни ребенка), родители часто используют по отношению к капризным детям уговоры. Это помогает родителям правильно воспитывать ребёнка, не раня его самолюбие.
По достижению трехлетнего возраста детей учили четко, правильно выговаривать слова при помощи словесных игр, что в дальнейшем очень помогало усвоить другие премудрости жизни.
В четыре-пять лет ребёнку надо рассказывать сказки, от них он узнаёт, что кроме близких и родных есть и чужие люди, которые могут причинить ему боль и страдания. Он понимает, что Караты-Хаан плохой, жестокий человек, а Оскус-оол – добрый, хороший. Ведь в жизни ребёнка могут встретиться и жестокие люди, которые могут его обидеть.
В шесть-семь лет у ребёнка развивается память, он хорошо помнит наказы родителей, твёрдо усваивает названия родных мест, цветов, зверей, птиц, замечает красоту родной природы. Поэтому в этом возрасте лучше запоминаются загадки, требующие определённых знаний и умений. Кроме метафорических загадок у тувинцев есть загадки – поручения, загадки – задачки, загадки – триады.
После загадок внимание восьмилетнего ребёнка лучше направить на пословицы и поговорки, которые сопровождают детей до конца взросления. Тувинцы были убеждены – в пословицах отчётливо выражены нравственные нормы, которым должен следовать человек: трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, дружба, смелость, патриотизм; они осуждают людские пороки, такие как лень, болтливость, сплетни, жадность, лицемерие и трусость.
В девять лет на плечи мальчиков и девочек ложатся самые трудные испытания. Они должны знать и уметь правильно общаться с людьми разных возрастов, а для этого они должны быть красноречивыми. В этом им помогут скороговорки.
К десяти-одиннадцати годам дети уже сами сочиняют и поют частушки, где высмеивают отрицательные черты характера. У любого ребёнка может заиграть самолюбие, если напрямую говорить о недостатках его характера. А при помощи частушек можно ненавязчиво их исправить.
К двенадцати-тринадцати годам у подростков ярко проявляются чувства гордости и патриотизма. Они любят своих родителей, родных братьев и сестёр, что могут пойти на жертву. А значит, очень кстати, исполнять народные протяжные песни, где ярко выражена любовь к родным местам, родному краю.
В четырнадцать-пятнадцать лет подростки вполне осознано используют в речи все виды фольклора. рассказывают мифы и легенды, на героев которых они хотят быть похожими.
К шестнадцати-семнадцати годам они начинают самостоятельную жизнь, женятся, выходят замуж, на свадебных торжествах им адресуют благопожелания-наставления.
В фольклоре отражаются нравы и обычаи, интересы и потребности, желание и воля народа, их стремление воспитать своих детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми.
Глубоко верно высказывание А.М. Горького: «Начало искусства слова – в фольклоре». Фольклор – это и есть искомая нами связующая нить, которую мы должны передать своим детям точно так же, как передавалось она нам из поколения в поколение, из уст в уста. [3, С.].
Почти в каждой народной сказке, легенде, песне есть чувство «прекрасного» и поучительного, здесь ребёнок учится доброте, честности, уважению к старшим.
Тувинский народ всегда стремился к возвышенному. Положительные качества в нравственном облике народа пробивались и сквозь толщу времени. Под нравственным воспитанием тувинские араты понимали формирование положительных качеств человека, привитие детям норм человеческих отношений.
Главное на уроках тувинской литературы – постижение красоты языка, удивление его возможности – и открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значения для науки. Вот тогда обучающийся научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут, тогда и придёт желание «погрузиться» в красоту и богатство языка.
Живое слово преподавателя оставляет глубокий след в сознании обучающихся. Формирует основы чувств и взглядов. Умение говорить правильно, содержательно, ярко и образно, способность убеждать обучающихся в правоте своих взглядов – неотъемлемые качества преподавателя.
На уроках, во-первых, начинается систематизация работы со словарями; во-вторых, идёт интереснейшая работа над словами, их значениями.
По моему глубокому убеждению, ведущим звеном на уроке должна быть работа с текстами больших художников слова, как «исследование» текстового материала. Уроки тувинской литературы должны развивать речь, интеллектуальные и нравственные стороны личности обучающихся, создавать эмоциональный настрой, который способствует повышению истинного интереса к предмету, интереса, основанного на творчестве, на открытии.
В тувинской семье дети воспитывались в духе высокой нравственности.
Связь нравственного воспитания с трудовым
Труд является фундаментом у каждого народа. И это рассматривается как необходимость.
Взаимосвязь нравственного и трудового воспитания определяется с одной стороны, тем, что нравственные убеждения, представления, чувства формируются прежде всего в трудовой деятельности. С другой стороны, направленность трудового воспитания на формирование труженика предполагает становление нравственной позиции в труде. Цели нравственного и трудового воспитания едины.
Трудовое воспитание, наряду с подготовкой к трудовой жизни, ставило задачи формирования сознательного отношения не только к труду для себя, но и к общественным делам, обязанностям. Трудолюбие и честность в труде прославляют имя человека на века:
«Эки кылган ажыл «Хорошо выполненная работа –
Элеп читпес алдар». немеркнущая слава».
Улегер домак Народная пословица
Труд становится средством развития способностей и талантов человека:
«Душа раскрывается в песнях,
А способности в труде» – гласит народная мудрость.
На всю жизнь запоминаются советы наших предков, которые предостерегали нас от четырёх нравственных пороков: «сон» – первый порок, «лень» – второй порок, «невоздержанность к еде и питье» – третий порок, «большая злость» четвёртый порок».
На уроках тувинской литературы делаю акцент на том, что тувинцы стремились воспитывать нетерпимое отношение к безделью и тунеядству.
«Чалгаадан чазыг унер, «От лени – баловство,
Чазыйдан оор унер» От жадности – воровство».
Улегер домак Народная пословица
Детям настойчиво прививалость уважение к людям труда и их трудовым делам:
«Кежээнин мурнунда хунду, «Трудолюбивому – почёт,
Чалгааныӊ мурнунда кочу» Ленивому - насмешки»
Улегер домак Народная пословица
Поступив в техникум, с первых дней обучающиеся приобщаются к труду: уборка классного кабинета, территории, производственная практика в мастерских. Поэтому, на уроках тувинской литературы при изучении прозаических текстов, таких как «Улуг-Хем неугомонный» К.К. Кудажы, много примеров по обработке земли и выращиванию скота. Так веками и тысячелетиями складывалось такое естественное состояние жизни общества, когда родители, отправляясь на работу, брали с собой и старших детей, как правило, отцы – сыновей, матери – дочерей. И в процессе такого сотрудничества старшее поколение обучало и воспитывало подрастающее поколение. В результате совместной деятельности и общения появлялось, отшлифовались воспитательные традиции народа. А в «Повести о светлом мальчике» («Аӊгыр-оолдуӊ тоожузу») С.А. Сарыг-оола в семье никто не сидел, без дела: младшие нянчили малышей, собирали хворост и щепки для костра, средние кололи дрова, отбивали ягнят и козлят от маток, помогали отцу пасти скот, ходили за водой, старшие – толкли ячмень и просо… В романе «Юрта табунщика» («Чылгычыныӊ өө») М.Б.Кенин-Лопсана мальчиков отец семейства Саадак приучал к «мужскому труду», а девочек мать Сергекмаа – к обработке шкур, доению домашних животных, шитью одежды, приготовлению пищи. Соответственно, в мальчиках воспитывали трудолюбие, правдивость, справедливость, мужество, преданность семье; в девочках – черты будущей хозяйки-матери: женственность, ласку, доброту.
Культуру поведения и общения лучше всех показал М.Б. Кенин-Лопсан в романе «Юрта табунщика» («Чылгычыныӊ оо»). Здесь речь идет о 18 людях, которые управляли одним колхозом в разные времена. Их имена народ не помнит, а дела поделили на хорошие и плохие. Например, все помнят «Кудук-Дарга» (буквально Колодец – Дарга (начальник), при правлении, которого были вырыты первые колодцы, используемые и по сей день; жил-был «Мерген-Дарга» (Мудрый -Дарга), который не имел образования, но справлялся со своей должностью так хорошо, что колхоз стал «миллионером»; но были и такие, что не просто тормозили, а давали убытки колхозу, например, «Индюк-Дарга», который уничтожил поголовье коз и начал выращивать индюков, которые «съели» больше своей себестоимости; а «Чидер-Дарга» (Исчезающий-Дарга) всё время проводил в поездках, то на рыбалку уедет на служебной машине, то на охоту исчезнет на две недели, то за Саяны по личным делам, а работники сидят без дела, в итоге, страдает народ, которому нужна подпись самого начальника.
У тувинцев есть такие правила, согласно которым, дети подростки, молодые и даже взрослые не нарушали их: нельзя допускать ругань, драки, сквернословие, воровство, кражу, пьянство, присвоение чужого имущества и скота. В повести «Клятва матери» («Авазынга даӊгырак») С.С.Сурун-оола многие наказы не выполняются. Отцы двух семейств спиваются, а дети борются с пьянством. В результате, Монгуш Самбылович умирает от «белой горячки», а Чамбалдай попадает в тюрьму. После разбора данной проблемы обязательно нужно написать сочинение о вреде алкоголизма.
В сатирических и юмористических произведениях Василий Монгуш не только смешит народ разными историями, но и напоминает о наболевших проблемах общества: алкоголизме, воровстве, равнодушии, мещанстве. Здесь уместно будет использовать «мозговую атаку», где обучающиеся смогут высказать своё мнение, пусть даже неверное.
Девушка должна быть: сдержанной и немногословной, доброй и нежной, умелой и трудолюбивой. Она должна уметь готовить разнообразную пищу, шить, обрабатывать шерсть и кожу, молоко и молочные продукты. Идеалом настоящей девушки может служить героиня поэмы «Алдын-кыс» (Золотая девушка) С.А. Сарыг-оола. Её романтический образ показан широко и ярко.
В романе «Пегий скакун» («Чугурук-Сарала») М.Б. Кенин-Лопсана образ настоящего молодого человека идеализирован так: он ловкий и смелый, добросердечный, сильный и смелый. О смелости и героизме тувинских солдат написано достаточно много книг.
Поэтому на уроках литературы особенно поучительным могут быть следующие виды работ: показ видеофильмов, использование макетов домашней утвари, использование горлового пения в фоновом режиме при объяснении какой-нибудь темы, связанной с историей и бытом тувинского народа.
Если молодые люди будут знать и придерживаться этих законов морали, то легче будет их переубедить или исправить ошибки, перевоспитать их.
Какое бы время не стояло на дворе, как бы политики не изменяли жизнь, какие бы законы и программы не принимали наши министры, литература остаётся тем оазисом, где можно получить глоток духовности и заряд нравственности. «А без нравственности, – как говорил Л.Н. Толстой, – Нет ни семьи, ни государства, ни народа».
Нравственно-патриотическое воспитание может дать свои результаты, если приложить немало усилий и терпения. На уроках и во внеклассной работе я наблюдаю некоторые изменения в работе учащихся: значительно повысился интерес к предмету тувинская литература, расширяется кругозор (это видно по сочинениям), стали больше читать (это видно по устным ответам), стали интересоваться поэзией, участвуют в конкурсах, поднимается духовно-нравственная культура (чаще стали здороваться, пропускают вперед взрослых людей), меняются в лучшую сторону (становятся общительными, интересуются театром, искусством). А выпускники часто посещают техникум и говорят нам «Спасибо за ваш труд». Но это только первые результаты. Спешите творить добро!
Список использованных источников и литературы
- Русско-тувинский словарь:32000слов/М.Д. Биче-оол, А.К. Делгер-оол, А.Ч. Кунаа и др. Под ред. Д.А. Монгуша. – М.:Рус.яз., 1980. – 664 с. – Тувин. н./и. ин-т яз., лит. И истории
- Мудрость народа
- «Азбука фольклора» М. Горький ещё говорил: «Начало…» vk.com>wall-44963511_3929
- Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. – Кызыл: ТКИ, 2001.
- Самдан З.Б. От фольклора к литературе. – Кызыл: ТКИ, 1987.
Журналы:
- Добыничина И. Нравственный потенциал урока. «Башкы», №2, 1993.
- Монгуш Н. Развитие речи, интеллекта и нравственных качеств школьников на уроках русского языка. «Башкы», №4, 2005.
- Монгуш С. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы. «Башкы», №4, 2001.
- Чүлдүм Ч. Тыва улустуӊ чаагай чаӊчылдарын болгаш ёзулалдарын ооредилгеге болгаш кижизидилгеге ажыглаарыныӊ аргалары. «Башкы», №1, 1993.