
- 30.01.2025
- 527 Просмотров
- Обсудить
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Прокопьевский Горнотехнический Техникум им. В.П. Романова» г.Прокопьевск
Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.
Вся наша жизнь – это территория здоровья!
Хорошее здоровье – основа долгой, счастливой и полноценной жизни.
Жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать.
Можно предотвратить все заболевания гораздо раньше, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий.
Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни!
Каждый нормальный человек стремится прожить свою жизнь долго и счастливо. Но все ли мы делаем для этого? Если проанализировать "каждый шаг" нашего типичного дня, то, скорее всего, все обстоит с "точностью до наоборот".
Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Валеология есть межнаучное направление, в основе которого лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды, как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.
Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек.
Подобная характеристика ставит ее в особое положение, потому что именно такой контингент людей не является объектом изучения ни одной другой науки.
Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Количественная оценка индивидуального здоровья является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медицины качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни.
Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней п внешней среды. В этом отношении в теоретическом плане целью является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования н достижения здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни. Здоровье и развитие молодёжи во многом определяется средой, в которой он живёт, чем занимается, увлекается, где проводит свободное от учёбы время. В настоящее время состояние студентов вызывает серьёзную тревогу, здоровье молодёжи, студентов ухудшается с каждым годом, если сравнивать со сверстниками 15-20 лет назад. Все педагогические приёмы, технологии, методы, которые не наносят вреда здоровью и обеспечивают безопасные условия пребывания, обучения, работы студентов и педагогов, то это всё будет относится к здоровьесберегающим задачам. Нам, педагогам, нужно найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, так как следует учесть, что утомляемость в ходе ежедневной учёбы, сложности материала, нехватки времени, психологической напряжённости является определённым сочетанием, совокупностью различных факторов, которое и ведёт к плохому сомочувствию.
С незапамятных времен почитались мастерство повара, пекаря.
Это одна из популярных, востребованных, интересных и творческих профессий. Повара иногда называют кудесником, который может из самых незатейливых продуктов приготовить настоящий «шедевр» кулинарного мастерства. Эту профессию выбирают тщательно, кандидат должен быть физически вынослив, обладать хорошей долговременной памятью, умением концентрировать внимание, высокой чувственностью к оттенкам запаха и вкуса, сочетая воспроизводящее воображение и творческий подход к работе, а главное быть ответственным и честным. Эта профессия в системе коллектива и требует толерантности к многочисленным навыкам делового общения. Для лучшего усвоения материала на занятиях производственного обучения использую в своей работе элементы различных технологий, но чаще - здоровьесберегающей.
Считаю, что здоровьесберегающая технология – это отсутствие стресса, адекватность методик воспитания и обучения, рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями и требованиями. Соответствие физической нагрузки, необходимый, организованный двигательный режим, который создаёт максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья. В наше, непростое информационное время, стараюсь научить студентов контролировать своё эмоциональное состояние, проводить релаксацию – снимать после занятий напряжение, отдыхать, заниматься спортом, воспитываю у них бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, учу вызывать положительные эмоции, хорошее настроение, всё это ведёт к улучшению усвоению учебного материала.
Помогаю сплотиться студентам через здоровьесберегающую деятельность, чтобы группа в процессе совместного посещения спортивных мероприятий, посещении театра, городской библиотеки, либо КВЦ «Вернисаж» стала коллективом. В рамках группы как организации существует определённая внутренняя упорядоченность, адекватная задачам и специфике учебно - познавательного процесса, где создаётся воспитательное пространство группы как педагогическое событие, значимое для студентов.
Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит личностно - развивающая встреча педагога и студента. В современных условиях профессионального образования необходимо и возможно влиять на отношение студентов к своему здоровью, используя специально создаваемую здоровьесберегающую среду профессиональной образовательной организации. Работая мастером производственного обучения по профессии повар, кондитер активно внедряю в практику своей работы игровые технологии. Одной из важнейших задач производственного обучения является поиск наиболее эффективных форм обучения. Из опыта работы знаю, если традиционно проводить уроки, то эти уроки могут быть недостаточно интересными, скучными, нужно проводить приближенно к производственной обстановке.
Для достижения наилучшего результата использую урок деловой игры, урок –соревнование, применяю активные формы обучения, во время игры создаю проблемные ситуации помогающие решать не только проблемы мотивации и развития студентов, но и здоровьесбережения . В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, правильно воспринимать происходящее. Движение, активность изобретательность, творчество, заложены в самой системе.
Студенты на уроках производственного обучения или во внеурочное время вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию, так как в игре независимо от сознания студентов работают различные группы мышц, что благоприятно влияет на здоровье. Таким образом, в современных условиях профессионального образования необходимо и возможно влиять на отношение студентов к своему здоровью, используя специально создаваемую здоровьесберегающую среду профессиональной образовательной организации.
Профессия повара, кондитера связанна с тяжелой физической нагрузкой, очень велика нагрузка на нервно-психическую сферу и от работника требуется повышенное напряжение внимания, зрения, слуха, то есть имеет место утомление нервной системы.
При длительном пребывании в положении стоя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья профессия связана с малой подвижностью, чаще страдают головной болью, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др. В результате, мы сталкиваемся с таким понятием как «профессиональная» болезнь. Гимнастика устраняет неблагоприятное влияние, которое оказывает нагрузка на одни и те же группы мышц, вовлекает в работу ранее бездействовавшие группы мышц или изменяет характер деятельности работающих мышц, поэтому обязательно разъясняю обучающимся роль производственной гимнастики и привожу примеры комплексов. Так для сохранения работоспособности и укрепления здоровья я использую специальную производственную гимнастику, которая должна проводиться периодически в течение выполнения практической работы, продолжительностью около 5 мин под руководством дежурного либо меня, как мастера производственного обучения
Вводную гимнастику, проводим со студентами до начала работы, а физкультурные паузы, физкультминутки выполняем во время перерывов и в течение проводимого занятия. Для вводной гимнастики подбираю комплекс специальных физических упражнений с учетом характера производственных движений, ритма и особенностей выполняемой работы. Физические упражнения в комплексах периодически заменяю (примерно 1 раз в 10-14 дней) новыми, сходными по влиянию на организм.
Если работа требует пребывания большей части занятия-практикума на ногах, рекомендую индивидуальные физкультурные паузы или физкультминутки (2-3 минуты) во время коротких перерывов в работе с целью снижения утомления, возникающего вследствие продолжительного стояния, вынужденной неудобной рабочей позы, сильного напряжения внимания, зрения. Гимнастика, физкультурные паузы позволяют значительно снижать утомляемость. Предлагаю вам комплекс упражнений для позвоночника, который можно делать прямо на рабочем месте, независимо сидя или стоя, практически незаметно для окружающих. Основное правило - все упражнения должны выполняться плавно, в медленном темпе, без рывков и резких движений.
«Маятник».
1. Наклоняйте голову вправо - влево, при этом старайтесь держать кончик носа неподвижным. Повторите то же самое с опущенной и высоко поднятой головой.
2. Медленно поворачивайте голову влево как можно дальше. Дойдя до предела, откиньте голову назад, почувствовав растяжку мышц шеи с противоположной стороны. Вернитесь к исходной позиции и повторите в другую сторону.
3. Опустите голову вниз и попробуйте словно бы «вытереть» подбородок об грудь. Запрокиньте голову назад, и сделайте пару вращательных движений.
Также считаю, что здоровье может быть не только физическим, но и духовно - нравственным, поэтому, в современных условиях профессионального образования необходимо и возможно влиять на отношение обучающихся к своему здоровью, используя специально создаваемую здоровьесберегающую среду профессиональной образовательной организации.
Список использованных источников
1.Википедия, свободная энциклопедия, основная статья «Здоровый образ жизни»https://ru.wikipedia.org/wiki/%
2. Ведухина А. Н. Здоровьесберегающие технологии укрепления здоровья молодежи в специальных медицинских группах // Философия образования. — 2016. — № 5. — С. 185-193.
3. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М. Я. Виленский. — Москва : КНОРУС, 2012.
4. Жить здорово! // Нарконет. — 2019. — № 6. — С. 4-37.
5. Пузанова Ж. В. Особенности образа жизни
6. Филоненко В. И. Социальные ценности и проблемы здоровьесбережения студенческой молодежи .
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.