Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Апрель » 22

Особенности организации воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях

Колосова Людмила Дмитриевна
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования»

Аннотация: В статье анализируется нормативно-правовая база воспитательной деятельности профессиональной образовательной организации, раскрываются важные аспекты организации воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации.
Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, система профессионального образования, воспитательная деятельность, организация воспитательной деятельности.

Воспитание на протяжении веков играет ключевую роль в формировании общества. Идеи и методы воспитания постоянно развиваются, отражая перемены в мировоззрении, культуре и общественных устоях. Воспитание является не только инструментом передачи знаний и навыков, но и средством сохранения традиций, ценностей и идей, определяющих облик поколений. Воспитание направлено на достижение определённого идеального образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
На фоне происходящих в мире событий в последние годы в Российской Федерации уделяется особое внимание воспитанию молодёжи. Воспитательная деятельность играет важную роль в формировании личности обучающегося профессиональной образовательной организации. Н. А. Шмырева, М. И. Губанова, З. В. Крецан определяют воспитательную деятельность как систему действий педагога, направленную на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения [7].

Важно отметить, что воспитательная деятельность профессиональной образовательной организации основывается на нормативных документах, регулирующих этот процесс. За последние 10 лет в РФ появились важные стратегические нормативно-правовые и методические документы, которые определяют векторы воспитательной деятельности на всех уровнях системы образования РФ, в том числе для среднего профессионального образования. Они обеспечивают единство целей воспитания в профессиональных образовательных организациях.

Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» скорректировал понятие «воспитание» и сформулировал общие требования к организации воспитания обучающихся [1]. В соответствии с внесенной в Закон статьей 12.1. воспитание обучающихся при освоении ими образовательных программ среднего профессионального осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определило ключевые векторы государственной политики в области воспитания детей и молодежи, направленные на комплексное развитие воспитательной работы в РФ для формирования гармонично развитой личности, способной активно участвовать в общественной жизни и сохранять традиционные духовно-нравственные ценности. В документе отображены цель и задачи Стратегии, основные принципы Стратегии, направления деятельности, механизмы реализации, ожидаемые результаты [2].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрен комплекс мер в сфере воспитания, направленных на выполнение цели и задач Стратегии, включая совершенствование нормативной правовой базы, совершенствование организационно-управленческих механизмов, развитие кадрового потенциала, развитие научно-методических механизмов, развитие материально-технической базы и инфраструктуры, развитие информационных механизмов, а также мониторинг и анализ результатов Стратегии [3].

Важным документом является Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО), который представляет собой совокупность обязательных требований к качеству, содержанию и условиям предоставления среднего профессионального образования в РФ. В ФГОС СПО прописаны общие компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника профессиональной образовательной организации. ФГОС СПО оказывает существенное влияние на содержание воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации.

В рамках методического обеспечения разработки и реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» разработал Примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования [4]. В Реестре примерных образовательных программ опубликованы и размещены примерные рабочие программы воспитания по укрупнённым группам профессий и специальностей для организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Структура программы является инвариантной, т. е. при разработке рабочей программы она сохраняется в неизменном виде. Структурным элементом программы является примерный календарный план воспитательной работы. Содержание примерной рабочей программы воспитания представляет собой основу для разработки рабочей программы профессиональной образовательной организации.

Цель воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации – создание условий для развития личностных качеств обучающихся, необходимых в обществе. Для создания таких условий необходимо решить следующие задачи: выявить ресурсы, обеспечивающие воспитательную деятельность в профессиональной образовательной организации; определить механизмы управления воспитательной деятельностью; провести диагностику качеств обучающегося; определить направления воспитательной деятельности, способствующих развитию личностных, социальных и профессиональных качеств обучающихся; разработать схемы взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности; разработать мониторинг эффективности воспитательной деятельности; замотивировать всех участников образовательного процесса на эффективную организацию воспитательной деятельности. При реализации указанных задач следует учитывать следующие аспекты:

- Перед планированием воспитательной деятельности необходимо провести диагностику уровня сформированности тех или иных качеств у обучающихся, выявить потребности и интересы, изучить особенности развития обучающихся. Это позволит выявить их сильные и слабые стороны, определить векторы воспитательной работы. Диагностика может проводиться через анкетирование, тестирование, опрос, беседу, наблюдение, интервью и т.д. А.С. Макаренко считал, что глубокое и разностороннее изучение физических, психических и интеллектуальных возможностей обучающихся, их духовного мира позволит воспитателю заметить и оценить сильные стороны воспитанников, опираться на них, своевременно распознать отрицательные тенденции развития и затормозить их, предъявить каждому обучающемуся оптимальные требования в процессе воспитания положительных качеств личности [5].

- На этапе планирования воспитательной деятельности разрабатываются цели, задачи, направления воспитательной деятельности, содержание, формы, методы, приемы организации воспитательной деятельности, технологии воспитания. На основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов и с учетом результатов диагностики создается локальная нормативно-правовая база, позволяющая осуществлять эффективную воспитательную деятельность: формируется план (положение, концепция), где обозначаются векторы воспитательной деятельности образовательной организации; разрабатываются рабочие программы воспитания, календарные планы воспитательной работы, должностные инструкции педагогов, осуществляющие воспитательную деятельность; разрабатываются положения (о конкурсах, студенческом совете, совете родителей, студенческом общежитии и др.), методические рекомендации и другие документы, регламентирующие воспитательную деятельность организации. Выстраивается целостная система взаимодействия всех участников образовательного процесса, определяются подходы к планированию воспитательной деятельности на всех уровнях (на уровне обучающегося, группы, организации и др.).

- В процессе реализации воспитательной деятельности осуществляются мониторинг, анализ, оценка и коррекция хода воспитательной деятельности. На данном этапе проверяется эффективность воспитательного процесса, а именно соотносятся ли полученные результатов воспитательной деятельности с поставленными целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. Н.М. Кисиева отмечает, что оценка эффективности воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации может определяться через анализ изменений обучающихся (личностный рост, социальные, профессиональные качества и др.); коллектива обучающихся (отношения между обучающимися, уровень развития самоуправления и др.); отношений между педагогами и обучающимися; взаимодействия между педагогами и родителями, родителями и обучающимися; профессионализма и педагогического мастерства классных руководителей учебных групп, педагогов, мастеров производственного обучения и др. [5].

Алгоритм изучения эффективности воспитательной деятельности включает в себя определение цели и задач изучения, подбор критериев и показателей для определения эффективности воспитательной деятельности, выбор методик изучения, подготовка диагностического инструментария, мониторинг, анализ и оценка результатов исследования. На основе полученных данных корректируется воспитательный процесс.

Таким образом, организация воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации - это многосторонний процесс, который направлен на достижение целей, определенных государством и образовательной организацией, и который требует тщательно продуманного алгоритма действий всех субъектов образовательного процесса. Эффективная организация воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации выступает залогом успешной подготовки молодых специалистов, способных внести вклад в развитие экономики и социальной сферы нашей страны.

Список литературы
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
2. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
3. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021–2025 гг. стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования / ФГНУ «Институт детства, семьи и воспитания». URL : https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/medialibrary/8a1/rgb5d4x14mkuf360l0ukhw52whcmouw1.pdf (дата обращения: 21.04.2025).
5. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М. : Просвещение, 1983. С. 267-329. URL : https://archive.org/details/8-.-.-1-1983/page/267/mode/2up?view=theater (дата обращения: 21.04.2025).
6. Организация воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях в современных условиях : методические рекомендации для профессиональных образовательных организаций Еврейской автономной области (по материалам курсов повышения квалификации) // Актуальные вопросы работы профессиональных образовательных организаций в современных условиях : сборник методических рекомендаций для педагогических работников профессиональных образовательных организаций Еврейской автономной области / сост. Н. М. Кисиева. Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2018. С. 14-34. URL : https://edu-eao.ru/wp-content/uploads/2019/09/Aktualnye-voprosy-raboty-professionalnyh-obrazovatelnyh-organiza-0Atsij-v-sovremennyh-usloviyah.pdf (дата обращения : 21.04.2025).
7. Шмырева Н. А., Губанова М. И., Крецан З. В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития : учеб. пособие. Кемерово : Кемер. гос. ун-т, 2002. 119 с..

Изображение freepik.com
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar