Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2025 » Июль » 01

Популяризация физической культуры и спорта среди студентов через организацию спортивных соревнований

Алексеев Николай Трофимович

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Региональный технический колледж в г. Мирном» «Светлинское отделение энергетики, нефти и газа»

Аннотация: В данной статье рассматривается организация и проведение спортивных соревнований как эффективный способ популяризации физической культуры спорта. В данной работе приведены этапы организации соревнований, представлен опыт работы тренера-преподавателя по повышению мотивации к активному образу жизни.

Ключевые слова: физическая культура, низкая физическая активность, спортивное соревнование, мотивация.

Занятие физической культурой способствует не только мышечному, физиологическому развитию любого человека, но и способствует формированию здорового образа жизни, однако большинство студентов пренебрегают занятием физической культурой и спортом, не проявляют интереса к физической активности и зачастую не имеют мотивации, несмотря на очевидные преимущества [2; с. 2]. Данная тема актуальна из-за сложившейся в обществе ситуации с низкой заинтересованностью студентов, спортом, а как следствие и их низкой физической активностью, что влечет за собой развитие проблем со здоровьем и прочие негативные последствия.

В современном обществе существует неоспоримая проблема малоподвижного образа жизни. Она имеет место быть среди людей любого возраста, однако особенно остро ощутима среди подрастающего поколения. В педагогическом сообществе остро стоит проблема мотивации студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, к занятию физической культурой. Нынешнее молодое поколение, к сожалению, не проявляет должного интереса к физической активности, спорту и не оказывает внимание своему физическому и психическому здоровью, в связи с чем рассмотрение данной проблемы и поиск возможных путей её решения является особенно актуальным сегодня.

Физическая культура и спорт играют важную роль в жизни молодежи, особенно студентов, которые находятся в процессе формирования своей личности и жизненных ценностей. Одним из эффективных способов популяризации физической культуры и спорта является организация спортивных соревнований. Они не только способствуют развитию физических качеств, но и формируют командный дух, укрепляют здоровье и способствуют социализации.

Цель данной статьи -  рассмотреть способы популяризации физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди студентов через проведение спортивных мероприятий и соревнований.

Спортивные соревнования являются важным инструментом для популяризации физической культуры среди студентов. Они:

1. Создают мотивацию: Соревнования побуждают студентов заниматься физической активностью, стремиться к улучшению своих результатов и достижению новых вершин.

2. Формируют командный дух: Участие в командных соревнованиях развивает навыки взаимодействия, сотрудничества и взаимопомощи.

3. Укрепляют здоровье: Регулярные физические нагрузки, связанные с подготовкой к соревнованиям, способствуют укреплению здоровья студентов и повышению их общей физической подготовленности.

4. Стимулируют конкурентоспособность: Соревновательный дух помогает студентам развивать настойчивость и стремление к победе.

5. Способствуют социальной интеграции: Спортивные мероприятия объединяют студентов разных групп и специальностей, создавая атмосферу дружбы и взаимопонимания.

Для успешной организации спортивных соревнований необходимо учитывать несколько ключевых этапов (см. Таблица 1):

Таблица 1

Этап

Содержание этапа

  1.  

Определение целей и задач

Необходимо четко сформулировать цели проведения соревнований — популяризация определенного вида спорта, развитие командного духа, привлечение новых участников и т.д. Цель, основной регламент соревнования необходимо прописать в положении.

  1.  

Выбор видов спорта

Важно учитывать интересы студентов и доступность спортивной инфраструктуры. Популярные виды спорта могут включать игровые виды спорта (волейбол, баскетбол), национальные виды спорта (мас-рестлинг, хапсагай и т.д.), единоборства (бокс, вольная борьба и т.д.).

  1.  

Планирование мероприятий

Необходимо разработать календарь соревнований, подготовить место проведения, подготовить необходимое оборудование и обеспечить безопасность участников, явку медицинского специалиста.

  1.  

Привлечение участников

Реклама мероприятий через социальные сети, информационные рассылки поможет привлечь больше участников. Кроме того, личное обращение преподавателя может быть весьма эффективным.

  1.  

Поощрение участников

Награды, медали, кубки, дипломы и призы могут стать дополнительным стимулом для участия в соревнованиях.

В нашем отделении систематически проводятся различные соревнования. Наличие спортивного комплекса позволяет проводить соревнования по разным видам спорта: плавательный бассейн, спортивный зал, тир, лыжная база, зал бокса, тренажерный зал, теннисные столы, оборудование для мас-рестлинга и т.д. Следовательно, разнообразие видов спорта позволяет всем студентам проявить свои спортивные способности.

За 2024 год студенты колледжа приняли участие в 18 соревнованиях по таким видам спорта как настольный теннис, хапсагай, бокс, лыжные гонки, плавание, мини-футбол, баскетбол, волейбол, мас-рестлинг и другие. Показателем популяризации занятия спортом могут быть следующие факторы:

- увеличение количества студентов, посещающих спортивные секции;

- увеличение количества студентов, участвующих в соревнованиях в отделении и вне его;

- повышение мотивации на улучшение результатов участия в соревнованиях, и, как следствие, повышение результативности.

Если сравнить количество студентов, посещавших спортивные секции в прошлом учебном году, в этом году наблюдается повышение: секция бокса – на 20 %, волейбола – на 25 %, тренажерного зала – на 25 % (см. Диаграмма 2)

Диаграмма 2

Достижение высоких результатов на различных соревнованиях вне учебного заведения может послужить положительным примером для других студентов и стать мотивацией для занятия спортом. Таким образом, результативность наших студентов и получение высокого спортивного разряда мотивирует других студентов тоже стремиться к победам. На данный момент у нас следующие достижения:

  1. Бокс – мастер спорта РФ по боксу – 1 студент, кандидат в мастера спорта – 1 студент, 1 разряд по боксу – 2 студента;
  2. Становая тяга – мастера спорта РС (Я) по становой тяге – 2 студента,  кандидат в мастера спорта – 1 студент;
  3. Национальная борьба хапсагай - 1 спортивный разряд – 1 студент.

Проведение командных соревнований не только укрепляет здоровье и физическую выносливость, но также способствует сплочению команды и укреплению командного духа. Студенты нашего отделения успешно представляют учебное заведение в поселковых спортивных соревнованиях: волейбол – 1 место, футбол – 1 место. Кроме того, сборная команда Светлинского отделения уже второй год подряд является победителем спортивно-военизированного соревнования «Боотур», проводимого среди отделений МРТК.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что организация спортивных соревнований является эффективным способом популяризации физической культуры и спорта среди студентов. Они не только способствуют развитию физических качеств, но и формируют важные социальные навыки, укрепляют здоровье и создают позитивную атмосферу в студенческой среде. Поддержка и развитие спортивных мероприятий должны стать приоритетом для учебных заведений, что в свою очередь будет способствовать формированию здорового образа жизни у молодежи.

 

Список использованной литературы:

  1. Панова Е.О. Моделирование процесса приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 10. – С. 77-78.
  2. Пономарев И.Е. Механизмы популяризации физической культуры и спорта в сознании Российской молодежи.// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. - № 3
  3. Фирсин С.А. Формирование отношения учащейся молодежи к физкультурно-спортивной деятельности.// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. - № 10 (140) – с. 194-197

Изображение от freepik

 

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar