27 августа Национальное агентство развития квалификаций (Национальное агентство) провело второй консультационный семинар по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации в подготовке кадров.
Обсуждались вопросы таких тематических блоков, как:
·Независимая оценка квалификации: общие и нормативные вопросы, применение в системе подготовки кадров.
·Централизованное проведение теоретической части профессионального экзамена.
·Применение профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации: отраслевые аспекты
Модератором мероприятия выступила
Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства. Она отметила, что семинар традиционно вызывает большой интерес у общественности. На него зарегистрировались участники из 51 субъекта Российской Федерации. Половина из них – представители работодателей, а другая - системы образования.
Экспертами семинара стали:
Алла Факторович, заместитель генерального директора и
Михаил Крощенко, руководитель Департамента по взаимодействию с государственными и общественными организациями Национального агентства развития квалификаций, а также представители советов по профессиональным квалификациям.
Алла Факторович ответила на вопросы о миссии, нормативных основаниях и участниках системы независимой оценки квалификации, об использовании ее инструментов в подготовке кадров. Независимая оценка квалификации координируется Национальным советом, Минтрудом России, Национальным агентством как основным оператором этой системы. Советы по профессиональным квалификациям (СПК) вместе с центрами оценки квалификаций отвечают за организацию процедуры в своих отраслях. Также она отметила, что по-прежнему вызывает интерес тема обязательности применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ разных видов. Ответ дан в законе «Об образовании в Российской Федерации», - отметила Алла Факторович. Все образовательные программы, ведущие к получению квалификации, разрабатываются на основе профессиональных стандартов, в которых зафиксированы консолидированные требования работодателей к тому, какие знания и умения необходимы для компетентного выполнения профессиональной деятельности. Специальности и профессии, по которым ведется обучение в колледжах и вузах, должны быть сопряжены с квалификациями, востребованными рынком труда, тогда, завершая обучение, молодые люди смогут подтвердить не только теоретические знания, но и квалификацию, получить документ об образовании и свидетельство о квалификации.
«Развивается практика оценки и признания квалификаций, приобретенных неформальным путем. К квалификации могут вести разные пути – и образовательная программа, и практический опыт. У человека должна быть возможность подтвердить свой профессионализм, независимо от того, как он получил квалификацию», - уточнила Алла Факторович. Она подчеркнула, что и работники, и работодатели понимают и используют преимущества подтвержденной квалификации, независимая оценка квалификации – это гарантия качества товаров и услуг, которыми мы пользуемся, уверенность в том, что работа выполняется компетентными специалистами. «Уже сейчас есть ряд отраслей, стратегически важных для безопасности жизни и здоровья граждан, где процедура независимой оценки квалификации обязательна. К примеру, Федеральным тарифным соглашением в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019–2021 годы предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации. В этом же направлении движется и строительная отрасль», - заключила Алла Факторович.
Она также рассказала о том, как появляются квалификации, по которым проводится независимая оценка. Сейчас действует последовательный принцип: сначала разрабатывается профессиональный стандарт, он утверждается, и только после этого формируются требования к квалификации. Это значительно замедляет процесс выведения квалификации на рынок труда. В новой версии Методических рекомендаций Национального агентства закреплена идея одновременной разработки профессионального стандарта и профессиональной квалификации, что позволит в разы ускорить процесс и повысить его эффективность.
Утвержденная квалификация заносится в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций. Профессиональный экзамен невозможен, если квалификация не занесена в Реестр. Благодаря этому ресурсу https://nok-nark.ru/ можно проверить свидетельство, найти площадку для экзамена или любую другую информацию о независимой оценке квалификации.
Михаил Крощенко в своём выступлении сделал акцент на такой важной теме, как дистанционное проведение профессионального экзамена центрами оценки квалификации в условиях пандемии. «На сегодняшний день ситуация с пандемией коронавируса в ряде регионов остается довольно сложной. Опыт европейских стран показывает, что «вторая волна» пандемии – это вполне возможное развитие событий. Весной этого года Национальное агентство приняло решение о продлении на 5 месяцев срока действия свидетельств о квалификации. С августа до конца года те соискатели, срок действия чьих свидетельств о квалификации был продлен, и те, кто хотел бы пройти независимую оценку квалификации впервые, обратятся в центры оценки квалификаций. Готовы ли мы к этому?», - подчеркнул Крощенко. Он отметил, что проведение экзаменов, тестирований и даже защиты выпускных дипломных работ в режиме онлайн стало для системы профессионального образования вынужденной мерой, но этот опыт не только позволил продолжить работу профессиональных образовательных организаций, но и открыл новые перспективы для развития дистанционных форм профессиональной подготовки.
Михаил Крощенко обозначил следующие сложности, с которыми могут столкнуться советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций (ЦОК), которые рассматривают возможности проведения профессионального экзамена в режиме онлайн по месту жительства соискателя:
1) идентификация личности соискателя
В условиях пандемии практика, когда выпускники предъявляли паспорт «на камеру», оправдана, но не может быть оптимальным решением для работы в штатном режиме. Для решения этой задачи необходима квалифицированная ЭЦП (электронная цифровая подпись) или авторизация с использованием ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). В первом случае это удорожание стоимости профессионального экзамена, во втором - необходимость решения целого комплекса технических задач для сопряжения цифровой платформы с ЕСИА. Это уже инвестиционные расходы, которые, в конечном счете, должны лечь на соискателя, работодателя или на государство.
2) оформление договорных отношений в электронной форме
Для этого также необходимы квалифицированная ЭЦП или авторизация с использованием ЕСИА. Третий вариант – это особая форма гражданско-правового договора – публичная оферта, которая не требует «подписей сторон». У этой формы есть свои ограничения –универсальный характер, т.е. единые условия для всех участников, в том числе единая стоимость, которую для различных квалификаций, где практическая часть профэкзамена может отличаться, придется установить ЦОК.
3) организация удаленного контроля в ходе проведения профэкзамена
Современным решением для удаленного контроля в ходе проведения профэкзамена может стать применение системы «прОкторинга». Но это решение возможно применять, когда и теоретическая, и практическая часть оцифрованы, т.е. для выполнения практических заданий соискатель использует тот же персональный компьютер (например, используется моделирование или персональный компьютер является основным средством труда). Внедрение компьютерного моделирования и системы «проктОринга» также удорожает стоимость профэкзамена.
«Указанные затруднения должны рассматриваться как задачи развития цифровых ресурсов Национальной системы квалификаций (НСК). Тем более, что их скорейшее решение отвечает стратегическим национальным целям. Огромную часть в решении поставленных задач взяло на себя Национальное агентство, активно внедряя и применения цифровые ресурсы НСК, в том числе информационную систему «Онлайн экзамен», которой уже сегодня могут воспользоваться советы по профессиональным квалификациям (СПК), разрабатывающие оценочные средства в цифровом формате с помощью специальных информационных ресурсов Национального агентства, и центры оценки квалификаций, которые заинтересованы сделать профессиональный экзамен дешевле и доступнее для соискателей», - сообщил Михаил Крощенко. В 2020 году Национальное агентство развития квалификаций разработало новую модель централизованного проведения теоретической части профэкзамена с применением цифровых технологий и совместно с рядом советов по профессиональным квалификациям проводит пилотную апробацию по отдельным наименованиям квалификаций.
Новая модель централизованного проведения теоретической части профессионального экзамена предполагает использование информационной системы «Онлайн экзамен», что дает возможность включить в периметр независимой оценки квалификации, помимо центров оценки квалификаций и экзаменационных центров, и другие организации, которые расположены «рядом с домом»: центры занятости населения, МФЦ, образовательные организации и др.
Это позволит повысить доступность независимой оценки квалификации для соискателей, которые смогут, как минимум, теоретическую часть профессионального экзамена сдать в своем городе или поселке, даже если там нет центра оценки квалификаций. Для безработных граждан прохождение профессионального экзамена будет безвозмездным. Для остальных соискателей стоимость теоретической части будет чисто символической. В случае успешного прохождения теоретической части профессионального экзамена соискатель получит документ, который дает ему возможность пройти практическую часть профессионального экзамена в центре оценки квалификаций в течение года.
Расширение мест проведения теоретической части профессионального экзамена будет положительно влиять на экономическую устойчивость действующих центров оценки квалификаций за счет привлечения новых соискателей. Этому будут способствовать не только «шаговая доступность» новых площадок, но и комплексное продвижение услуг независимой оценки квалификации на этих площадках, - подытожил он.
Об особенностях развития отраслевых сегментов Национальной системы квалификаций и специфике применения независимой оценки квалификации и профессиональных стандартов в отраслях рассказали представители советов по профессиональным квалификациям. В вебинаре приняли участие Владимир Плякин, ответственный секретарь СПК в здравоохранении; Станислав Бирюков, заместитель председателя СПК в сфере физической культуры и спорта; Леонид Чернышов, заместитель председателя СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве; Александр Чупрак, секретарь СПК в области сварки.
Большой блок вопросов, связанных с применением и обязательностью профстандартов, будет рассмотрен на следующем, третьем заключительном в этом году консультационном семинаре Национального агентства 10 ноября.
Также у участников уже сейчас есть возможность получить ответы на свои вопросы по применению профессиональных стандартов, записавшись на программы обучения Академии развития квалификаций Национального агентства и Базового центра подготовки кадров Национального агентства. С аннотациями программ можно познакомиться по ссылкам:
https://nark.ru/training/schedule_of_events.php (Академия)
https://bc-nark.ru/projects/education/levelup/programs/ (Базовый центр).
С полной версией семинара и подробными ответами на вопросы можно ознакомиться по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=uWRE3SzYiL0&feature=youtu.be Национальное агентство развития квалификаций (
www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.