1 сентября 2020г. на базе АНО «Центр оценки квалификаций Самарской области» состоялось значимое событие для педагогического сообщества Самарского региона – торжественное открытие Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Создание и организация деятельности настоящего Центра осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего», национального проекта «Образование» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Самарской области и Министерства образования и науки Самарской области и Национального агентства развития квалификаций.
Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов разместился по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 106 ж. Торжественная церемония открытия центра состоялась при участии заместителя министра образования и науки Самарской области Ольги Лысиковой.
В рамках мероприятия открытия прошел круглый стол «Открытие Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов Самарской области: направления деятельности и ожидаемые результаты». Спикерами круглого стола выступили первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова, руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Юлия Карпова и директор АНО «Центр оценки квалификаций Самарской области» Елена Казарина.
В своём выступлении Юлия Смирнова рассказала об инструментах Национальной системы квалификаций (НСК) и анонсировала новые направления развития, которые стартуют в ближайшее время. Независимая оценка квалификации координируется Национальным советом, Минтрудом России, Национальным агентством как основным оператором этой системы. Советы по профессиональным квалификациям (СПК) вместе с центрами оценки квалификаций отвечают за организацию процедуры в своих отраслях. Также она подчеркнула, что по-прежнему вызывает интерес тема обязательности применения профессиональных стандартов при разработке образовательных программ разных видов.
«Базой Национальной системы квалификации являются профессиональные стандарты. Они внедряются в систему образования в виде документов, на основе которых разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты. Также эти документы берутся за основу при разработке вариативных модулей программ, программ дополнительного профессионального образования и краткосрочных программ профессионального обучения...», - уточнила Юлия Смирнова.
В своём выступлении она привела актуальные статистические данные, что не так быстро реагирует система образования. «Более 500 федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования разработано на основе профессиональных стандартов. Это, мягко скажем, мало. В основном активность проявляет высшее образование. Современные ВУЗы активно конкурируют за «лучших абитуриентов» и заинтересованы, чтобы их выпускники были востребованы на рынке труда. Но постепенно подключаются и организации среднего профессионального образования (СПО)», - отметила Юлия Смирнова.
Отвечая на вопрос, как развивается независимая оценка квалификаций в регионах России, Юлия Смирнова сказала, что уже насчитывается больше 1400 мест, где можно пройти процедуру независимой оценки квалификации. В каждом субъекте Российской Федерации открыты центры оценки квалификаций (ЦОК). Найти информацию о центрах оценки квалификации и экзаменационных центрах можно в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации на сайте
https://nok-nark.ru/cok/list .
Она также подчеркнула, что независимая оценка квалификаций является связующим звеном между образовательной системой и работодателями. Намечена тенденция к формированию многопрофильных центров оценки квалификаций, что существенно расширит доступность и снизит затраты на оценку квалификации. Модель создания таких мультицоков уже разработана и в сентябре этого года начнется их публичное обсуждение.
«Сегодня в первую очередь мы оцифровываем наши процессы. Еще до пандемии началась работа по оцифровке профессионального экзамена, который состоит из теоретической и практической части.. В этом году была оцифрована теоретическая часть. Для этого был создан специальный ресурс, который мы назвали «Онлайн-экзамен», в нем уже в этом году можно будет пройти первую часть профессионального экзамена в четырех отраслях: строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе и индустрии красоты. Использование цифровых технологий позволяет повысить и финансовую, и территориальную доступность независимой оценки квалификации для работодателей и соискателей. А для студентов, которые проходят государственную итоговую аттестацию по стандартам независимой оценки квалификации, эта процедура, напомню, является бесплатной. Практическая часть по тем профессиональным квалификациям, где нужно демонстрировать умение работать с материалами и оборудованием, будет проходить в демонстрационном режиме офф-лайн. Но в тех профессиях, где независимую оценку квалификации можно оцифровать полностью - это будет сделано», -уточнила Юлия Смирнова.
В заключение своего выступления Юлия Смирнова поздравила всех с началом нового учебного года и с таким положительным событием, как открытие Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в Приволжском федеральном округе.
Завершился круглый стол панельной дискуссией «Профессиональный экзамен педагога: задачи и ожидаемые результаты», в которой приняли участие руководители территориальных управлений и руководители образовательных организаций Самарской области.
Подробнее с вопросами, которые были освещены в рамках круглого стола, можно ознакомиться по ссылке
https://youtu.be/NQoLchAFbDg Национальное агентство развития квалификаций (
www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.