15 июня 2022 года, в рамках первого дня работы Петербургского международного экономического форума, состоялся круглый стол «Новые вызовы автомобильной промышленности в науке, образовании и спорте». Участник мероприятия, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин, рассказал о возможностях подготовки кадров, возникающих благодаря инструментам Национальной системы квалификаций
Спикеры круглого стола, руководители отраслевых предприятий и ассоциаций совместно с приглашенными экспертами, обсудили актуальную повестку российского автопрома и пути решения возникающих перед отраслью задач. Согласно аналитическим оценкам, производство автомобилей и колесной техники в текущем году сократится вдвое по сравнению с 2021 годом. Ожидается, что в 2022 году российская промышленность выпустит около 800 тысяч единиц автомобильной техники, в то время как в 2021 году по данным Минпромторга России объем производства автомобилей превысил 1,5 млн единиц. В условиях экономических санкций перед отраслевыми предприятиями остро стоят проблемы сохранения производства и качества выпускаемой продукции, сбережения трудовых коллективов и наращивания импортозамещения. При этом в нынешних экономических условиях вопросы повышения уровня квалификации персонала и подготовки молодых профессионалов для предприятий автомобилестроения, актуальные в прошлые годы, приобретают особую значимость.
«Качество продукции, как известно, складывается из двух компонентов – технологий и кадрового обеспечения. Если по технологиям еще можно выйти из положения, то обеспечением отрасли кадрами мы стали заниматься только в последние годы, – сказал исполнительный директор Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. – В 2015 году был создан отраслевой совет по профессиональным квалификациям, усилиями которого были подготовлены 23 профессиональных стандарта. Все они сквозные – можно расти от рабочего до менеджера в рамках одного профстандарта». Спикер также отметил, воссозданию недостающего сегодня рабочего звена должна способствовать и программа «Профессионалитет».
Генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин рассказал, что в настоящее время при поддержке Национального агентства внедряется ряд инициатив правительства, направленных на развитие образовательных механизмов, позволяющих готовить новые кадры для реального сектора экономики. В частности, отметил Шадрин, работает программа «Профессионалитет», нацеленная на подготовку качественно новых кадров в системе СПО. Также одним из эффективных механизмов обновления образовательной системы можно назвать проект по совмещению государственной итоговой аттестации выпускников СПО и независимой оценки квалификации, работающий сегодня в десятках регионах страны.
«Данный проект сегодня апробируется и в российских вузах, – сказал Шадрин. – Сегодня в нем участвует около 30 вузов, реализующих разные направления подготовки: в области сельского хозяйства, нанотехнологий, образования, систем связи, электроэнергетики, строительства и др. Как раз сейчас студенты сдают профессиональные экзамены. Так, в этом году 22 выпускника ЛЭТИ уже прошли независимую оценку квалификации, из них 15 смогли подтвердить свои профессиональные навыки и получить свидетельство о квалификации».
В качестве другого механизма ускорения подготовки востребованных кадров для реального сектора Шадрин отметил федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». «В последние два года, – сказал руководитель Национального агентства, – в его рамках реализуются новые механизмы учета и переподготовки кадров, позволяющие решать насущные проблемы экономики. Так, в 2021 году Университет «Иннополис» подготовил 20000 преподавателей ИТ-направлений для вузов». При этом механизм подготовки учитывает запросы ведущих работодателей и позволяет актуализировать ФГОСы, а программы, реализуемые в ходе проекта, уже доказали свою эффективность. «Мы могли бы помочь в организации подобного процесса в отрасли автомобилестроения, простроить все необходимые механизмы, разработать методологическую часть и помочь с внедрением подобных проектов», – отметил Шадрин.
О реализации проекта по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА/НОК) рассказал также декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Андрей Зазыкин. В 2022 году часть студентов после защиты дипломов на добровольной основе пройдет независимую оценку квалификации. 27 июня выпускников ждет теория, а на следующий день – практическая часть НОК. Проект ГИА/НОК реализуется вузом совместно с промышленным кластером «Автопром Северо-Запад», при этом для проведения практической части экзамены был создан новый корпус, оснащенный немецким оборудованием для диагностики автомобилей.
«Без кадрового обеспечения невозможно сделать технологический прорыв, а образование необходимо подстраивать под требования рынка, под требования работодателей. Проект ГИА/НОК позволит устранить разницу между требованиями вузов и требованиями работодателей», – считает Зазыкин.
В работе круглого стола также приняли участие председатель правления Союза «Автопром Северо-Запад» Евгений Дорофеев, директор Союза «Автопром Северо-Запад», руководитель Комитета по мониторингу и прогнозированию рынка труда и профессиональным квалификациям в автомобилестроении Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА) Майя Свиридова, руководитель Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники НАМИ Денис Загарин, аналитик управления по работе с персоналом, к.т.н., доцент СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Борис Комаров, генеральный директор компании «Оранж Драйв Инжиниринг» Антон Уличев.
15 июня 2022 года Артем Шадрин также принял участие в панельной дискуссии «Сверхновые карьерные траектории», состоявшейся в рамках Форума ПМЭФ.Юниор.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.