Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Национальная система квалификаций – это решение для подготовки лучших кадров

Национальная система квалификаций – это решение для подготовки лучших кадров

Поделитесь новостью
Новости НАРК






11 ноября состоялась пленарная сессия Казанского национального исследовательского технологического университета Международной сетевой научно-практической конференции по инженерному образованию «Инженерное образование в контексте будущих промышленных революций – СИНЕРГИЯ-2020». Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) Алла Факторович выступила спикером в секции «Профессиональное образование» с докладом на тему «Инструменты национальной системы квалификаций для бизнеса и системы подготовки кадров».

В мероприятии приняли участие преподаватели вузов РФ; представители предприятий Республики Татарстан и других регионов Российской Федерации; министерств и ведомств Республики Татарстан.

На конференции обсуждались актуальные проблемы инженерного образования в условиях меняющегося мира и его устойчивого развития; цифровой экономики, индустрии 4.0 и будущих промышленных революций; вопросы подготовки востребованных кадров для ведущих отраслей промышленности и, прежде всего, нефтегазохимической отрасли с участием заказчиков и под нужды реальной экономики. Был рассмотрен опыт мирового и отечественного использования инновационных технологий и форм обучения в подготовке инженеров для индустрии 4.0 и её ведущих отраслей, в том числе обсуждались вопросы повышения производительности труда.

В работе секции приняли участие ведущие эксперты России, Казахстана, Германии.

В своём выступлении Алла Факторович рассказала, какие возможности сформированы Национальной системой квалификаций и как они могут использоваться системой образования и бизнесом для решения целого спектра кадровых вопросов. Трансформация Национальной системы квалификаций, происходившая в последние годы, привела к появлению ряда полезных инструментов. Особое внимание Алла Факторович уделила «продуктовой линейке», которую может предложить Национальная система квалификаций бизнесу и системе образования: от идентификации запроса на квалификации (через описание бизнес-процессов и содержания образующих их трудовых функций) до подготовки специалистов, этими квалификациями обладающих (через разработку и реализацию адекватных образовательных программ и независимую оценку квалификации). Национальная система квалификаций предлагает типовые решения (методики, шаблоны, описания успешных кейсов), которые позволяют создавать уникальные, ориентированные на конкретные задачи (предприятия, инновационного проекта) модели квалификаций и компетенций, проводить оценку квалификации обучающихся, персонала и соискателей рабочих мест, разрабатывать с учетом ее результатов содержание основных и дополнительных профессиональных программ. Каждая из методик поддержана соответствующим цифровым сервисом.

Одна из наиболее обсуждаемых в настоящее время проблем: как обеспечить оперативную настройку образовательного контента на перспективные потребности рынка труда? Стремительное развитие технологий меняет содержание традиционных профессий, создает почву для появления ранее неизвестных компетенций и квалификаций. В таких условиях система образования нуждается в опережающей информации (в горизонте планирования как минимум в пределах 3-5 лет), чтобы успевать своевременно готовить специалистов с необходимой квалификацией. Решить эту задачу позволяет внедрение мониторинга рынка труда нового типа – мониторинга жизненного цикла квалификаций, концепция, методика и инструментарий которого были разработаны Национальным агентством развития квалификаций совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения. Специфика мониторинга в том, что он проводится в цифровой среде и позволяет фиксировать и проводить анализ изменений, происходящих на уровне содержания деятельности, в том числе идентификацию только оформляющихся тенденций (появление новых трудовых действий и трудовых функций, выявление «мягких» навыков, требующихся для их выполнения), что, как следствие, потребует обновления набора умений и совокупности обеспечивающих их знаний, т.е. требований к результатам обучения.

Стать участником и ознакомиться с результатами Мониторинга рынка труда можно на https://skillscaner.ru.

Также она уточнила, что с 2018 года Национальное агентство реализует проект по совмещению итоговой аттестации выпускников и процедуры независимой оценки квалификации. Аттестация проходит в центрах оценки квалификации (ЦОК) или в экзаменационных центрах, которые могут создаваться ЦОК на базе колледжей. Экзаменаторами являются эксперты ЦОК. Для аттестации используются те же оценочные средства, по которым сдаются профессиональные экзамены. В течение 2018-2020 гг. в проекте приняли участие почти 4000 студентов, почти половина из них успешно справились с заданиями профессиональных экзаменов и получили два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации

В заключение Алла Факторович отметила: «Национальная система квалификаций перестала быть абстрактным понятием, далёким от реальности, она имеет конкретные прикладные решения, которые сопровождены программным, цифровым и методическим пакетом. И эти инструменты доступны для всех, кто заинтересован в решении вопросов подготовки и развития кадров, наращивания человеческого потенциала как в образовательных организациях, так и в сфере труда».

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


или оставить свой комментарий
avatar