24 марта 2021 года заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) Алла Факторович выступила с докладом на пленарном заседании V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития туризма».
Мероприятие было ориентировано на обсуждение таких важных тем, как проектирование туристских и гостиничных услуг в условиях кризиса; новая модель образования и цифровая трансформация гостиничного бизнеса; формирование и развитие туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации; инновации в туроператорской и турагентской деятельности, экскурсионном и музейном деле.
В своем выступлении Алла Факторович отметила, что успех любой сферы зависит от того, насколько она обеспечена квалифицированными кадрами, особенно в цифровую эпоху, и туристическая отрасль не является исключением. Она подчеркнула, что по данным исследования Российского союза промышленников и предпринимателей, 1/3 работодателей называет нехватку кадров одной из главных причин, сдерживающих инновационное развитие страны. При этом вузы и колледжи в достаточном количестве выпускают специалистов. Однако, согласно исследованиям и мониторингам, которые проводят Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Национальное агентство, среди выпускников вузов 11,6 %, среди выпускников колледжей около 20% не могут трудоустроиться по профилю. При этом практически 60 % работодателей заявляют об острой нехватке специалистов с высшим образованием, похожая ситуация наблюдается и в среднем профессиональном образовании. Налицо структурное несоответствие спроса и предложения на рынке труда. Между тем, по словам спикера, есть инструмент решения этой проблемы. Таким инструментом является национальная система квалификаций.
«Сейчас в национальной системе квалификаций сформированы все механизмы, которые необходимы для выстраивания нормального диалога между системой образования и рынком труда, для управлениями квалификациями и качеством подготовки кадров», - подчеркнула Алла Факторович. Созданы новые способы и процедуры описания и оценки квалификации, появились цифровые сервисы, которые позволяют ускорять все бизнес-процессы национальной системы квалификаций. «Цифровые ресурсы работают как конструкторы, они дают доступ к базе данных уже готовых решений и позволяют разрабатывать новые. Каждый набор инструментов можно комплексировать под конкретные задачи и проекты». Алла Факторович привела в пример несколько проектов, реализуемых Базовым центром Национального агентства:
Проект «Квалификация «Наставник»» предлагает комплексный подход от проектирования системы наставничества «под ключ» до обучения наставников.
Проект «Компетенции XXI века» направлен на построение системы общих компетенций (soft skills), разработку методики их развития и оценки.
Проект «Кадры для высокотехнологичного предприятия» решает задачу создания алгоритма формирования системы квалификаций предприятия и ее использования для определения квалификационных разрывов, планирования актуальных и перспективных потребностей в кадрах, формирования заказа на их подготовку и повышение квалификации персонала.
Проект «Профессиональный экзамен» обеспечивает условия для о совмещение аттестации (государственной итоговой и промежуточной) выпускников колледжей и вузов, подтверждения первой квалификации и повышение конкурентоспособности молодых людей на рынке труда.
Проект «НСК - конструктор карьеры» информирует молодёжь, как применять инструменты национальной системы квалификаций для планирования карьерных и образовательных траекторий.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.