25 апреля в Астрахани прошло расширенное заседание Комиссии по формированию системы профессиональных квалификаций Астраханской области с участием руководства областного правительства и представителей региональных общественных и образовательных организаций. На заседании выступил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин
Вице-губернатор – председатель Правительства Астраханской области Олег Князев назвал внедрение системы профессиональных квалификаций основой для наращивания кадрового дальнейшего потенциала и развития экономики Астраханской области и Каспийского макрорегиона в целом.
Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. №1792 «О создании на территории Астраханской области портовой особой экономической зоны и Каспийского кластера» к концу 2024 года планируется завершение строительства первой очереди портовой ОЭЗ, которая должна стать значимой структурной составляющей международного транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Российскую Федерацию с Индией и Юго-Восточной Азией. Это делает задачу подготовки и привлечения кадров для региона особенно актуальной.
Артем Шадрин рассказал об опыте реализации соглашений между Национальным агентством и субъектами Российской Федерации, направленных на реализацию пилотных проектов применения инструментов НСК. Эти соглашения, отметил Шадрин, ставят целью достижение кадровой обеспеченности ключевых предприятий регионов не только в количественном, но и в качественном отношении.
Данная работа подразумевает вовлечение работодателей в спектр мероприятий по подготовке кадров – от профориентации до непрерывного обучения на рабочем месте. При этом участие работодателей в образовательной деятельности возможно посредством механизмов прикладного проектного обучение, сетевых образовательных программ, дуального образования, создания базовых кафедр, развития системы наставничества на предприятиях и ряда других.
Руководитель Национального агентства рассказал о таких инструментах национальной системы квалификаций, как профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и совмещение государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации в вузах.
Он подчеркнул, что залогом успешного прохождения студентами совмещенного экзамена является реализация практико-ориентированного обучения, которое могут обеспечить заинтересованные работодатели. В целом данный инструментарий НСК позволяет учитывать системные требования работодателей при подготовке кадров.
Артем Шадрин также остановился на вопросах практической реализации пилотных проектов в регионах. Для достижения поставленных целей должна быть создана проектная команда, состоящая из представителей региональных министерств, общественных организаций, работодателей и их союзов, организаций среднего профессионального и высшего образования, отметил он.
Министр образования и науки Астраханской области Егор Угаров рассказал про Каспийскую рамку квалификаций, разработка которой инициируется правительством области с участием заинтересованных государств Каспийского макрорегиона. Также министр предложил подписать соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Астраханской области и Национальным агентством на 2023-2024 гг. с перспективой до 2027 года, включающее комплекс мероприятий по внедрению инструментов НСК в регионе.
Министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский, министр сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области Руслан Пашаев и министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Денис Капралов выступили с сообщениями о задачах развития кадрового потенциала в отраслях экономики Астраханской области и путях их решения.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.