13 февраля Национальное агентство развития квалификаций провело встречу с представителями социально ориентированных НКО в рамках проекта «Формула диалога» Форума Доноров. Темой обсуждения стали стратегия и практические вопросы взаимодействия филантропического сообщества и университетов в контексте реализации третьей миссии университета и реализации образовательной программы «Обучение служением»
Генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин рассказал о реализации проекта «Программа развития потенциала социально ориентированных НКО (СО НКО), учреждений социальной сферы и сферы культуры за счет партнерства с университетами Москвы». Этот проект реализуется на грант мэра Москвы для социально ориентированных НКО при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы.
«Методика обучения служением, на наш взгляд, является очень важным форматом развития партнерства между некоммерческими, благотворительными организациями, компаниями, реализующими программы корпоративного социального партнерства, и университетами», ‒ отметил спикер.
По мнению Шадрина, реализация «третьей миссии» помогает реализации первых двух миссий университета – образовательной и исследовательской. Участие в проектах по заказу СО НКО позволит студентам развивать как профессиональные компетенции, так и гибкие навыки.
В рамках проекта Национальное агентство будет работать по пяти направлениям:
В своем выступлении руководитель Национального агентства систематизировал направления сотрудничества и организационные шаги по развитию партнерства вузов с СО НКО и социальными предприятиями, привел примеры профессиональной направленности студенческих проектов.
Заместитель председателя Ассоциации волонтерских центров Алина Яшина рассказала о реализации федеральной программы «Обучение служением». В настоящее время в пилотном проекте участвуют 135 университетов и три колледжа, потенциально программа может быть распространена на школы.
«И волонтерство, и обучение служением ставят своей целью решение социальных проблем, однако обучение служением в отличие от волонтерства носит системный характер, встроено внутрь образовательного процесса и направлено на развитие профессиональных компетенций. Кроме того, в обучении служением оценивается образовательный результат ‒ студенты не только формируют портфолио с решенными задачами, но и полученный результат влияет на их зачетную книжку», ‒ сказала Яшина.
Спикер рассказала о развитии экосистемы платформы Добро.РФ, отметила особенности формирования заказов от социально ориентированных НКО.
Темой выступления директора по развитию третьей миссии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, директора АНО «Ресурсный центр поддержки НКО и гражданских инициатив» Елены Исаевой стали успешные практики партнерства вузов и НКО в реализации проектов развития территорий. Познакомиться с лучшими проектами Ярославской области можно в атласе, где представлены 40 примеров подобных практик.
В своем выступлении Исаева отметила важную роль ресурсных центров поддержки НКО, служащих для некоммерческих организаций точкой входа во взаимодействие с образовательными структурами.
Исполнительный директор Агентства социальных инвестиций и инноваций Оксана Анистратенко рассказала о проекте развития интеллектуального волонтерства, который стартовал в вузах в 2021 году. В его основе также лежит методология обучения служением. По итогам реализации проекта в 2023 году в проект вошли 144 НКО и социальных предприятий в 71 регионе страны, были решены 68 задач.
«Все эйчары, все компании хотят, чтобы к ним приходили ребята, которые знакомы с ценностями компании, разделяют их. В этой связи обучение служением – очень хороший инструмент, позволяющий познакомить студентов с общечеловеческими подходами, на которых базируется компания», ‒ считает Анистратенко.
Видео встречи доступно по ссылке.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.