Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Ведущие эксперты страны обсудили проблемы использования словарей

Ведущие эксперты страны обсудили проблемы использования словарей

Поделитесь новостью
Федеральные новости






В преддверии Дня Словаря ведущие филологи, учителя, общественники и представители органов власти обсудили вопросы использования словарей в образовательном процессе и развития языковой культуры в российском обществе.

«Если бы нам удалось сделать словарь обязательной частью учебного процесса, то дети бы привыкли. Это вопрос интеллектуальной культуры. Это не просто вопрос того, что словарём должно стать пользоваться модно, – отметила директор Института русского языка им. В.В. Виноградова Мария Каленчук. – Учебный процесс, в который интегрированы словари, может осуществляться только в случае, если словарь есть у каждого в руках. Это не может быть одной книгой на класс».

Она затронула и проблему качества словарей, которые сейчас продаются в книжных магазинах, в особенности словарей для школьников, а также подчеркнула необходимость создания федерального перечня словарей по аналогии с перечнем учебников.

«На учебниках пишется: «Рекомендовано Министерством образования». Представляется, что точно так же должно решаться и со словарями. И тогда, во-первых, мы будем уверены в качестве продукции, поступающей в школу. Во-вторых, субъекты Федерации так же, как они сейчас закупают учебники, смогут закупать словари», – отметила М. Каленчук.

Данное предложение активно поддержала руководитель Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько. Она выступила с инициативой специального обращения в законодательные органы власти с просьбой содействовать принятию решений для оснащения школ современными словарями. Такие меры окажут благоприятное влияние на качество подготовки школьников к экзаменам.

«В 9-м классе на экзамене детям разрешено пользоваться орфографическим словарём, и дети с охотой пользуются, – сообщила И. Цыбулько. – Но не во всех пунктах проведения экзамена удаётся обеспечить всех выпускников достаточным количеством словарей».

По её мнению, «не только учитель русского языка, но и другие предметники должны владеть навыками работы со словарём». Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам после 9-го и 11-го классов – ОГЭ и ЕГЭ. Руководитель Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку подчеркнула, что словари используются на всех этапах создания контрольных измерительных материалов (КИМ), по которым ребята сдают экзамены.

Многие участники круглого стола высказывались не только о необходимости совершенствования навыков работы со словарями в учебном процессе, но и о формировании единого словарного пространства с учётом развития Интернета и социальных сетей.

«Словари переживают ренессанс. Сегодня в цифровую эпоху словарь как источник, как система знаний может сыграть новую роль, – подчеркнул генеральный директор партнёрства «Родное слово», руководитель программы «Словари XXI века» Константин Деревянко. – Нам приходится много объяснять, что такое словарь, и для чего он нужен. Нам часто задают вопросы и представители органов государственной власти, и, к сожалению, даже педагогического сообщества».

К. Деревянко огласил удручающие цифры результатов мониторинга оснащения школ словарями. Уровень оснащённости современными словарями общеобразовательных организаций не превышает 5 %. При этом в большинстве случаев словари находятся в библиотеках и вне зоны оперативного доступа для школьников.

По мнению руководителя программы «Словари XXI века», необходимо формирование языкового стандарта, который будет с одной стороны поддерживать распространение устоявшихся норм и правил русского языка, а с другой стороны позволять ему развиваться, поскольку русский язык меняется как живая система.

Высказанные в рамках круглого стола предложения были в целом поддержаны членом Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Ираидой Тихоновой. Представитель верхней палаты парламента отметила, что государство готово оказывать поддержку инициатив, связанных с популяризацией словарей, с развитием языковой культуры, с поддержкой русского языка как государственного.

По оценке руководителя программы «Словари XXI века» Константина Деревянко, добиться успехов на этом пути можно «только объединив все усилия: научные, образовательные, усилия и поддержку государства».

В завершение круглого стола, К. Деревянко также сообщил важную новость относительно предложения заместителя председателя Правительства России Ольги Голодец о создании единой словарной электронной системы. «Мы разрабатываем соответствующую цифровую платформу, которая может лечь в основу такого ресурса. Несомненно, он появится. Дело осталось за малым – начать воплощать это в жизнь».

Ежегодно 22 ноября в нашей стране проходит День Словаря. В школах и библиотеках проводятся специальные акции и открытые уроки, подводятся итоги всероссийского конкурса «Словарный урок», организуются выставки словарей и энциклопедий, проходят мастер-классы и семинары.

Более подробная информация о проведении Дня словаря публикуется на Интернет-ресурсе www.деньсловаря.рф.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование



Подписывайтесь на наш Дзен-канал Профобразование