Студентов колледжей — будущих библиотекарей будут учить безопасности жизнедеятельности. Тем, кто осваивает курс очно, прочитают не менее 68 академических часов на эту тему, из них по военному делу — 48 часов. Также уточняется, что для девушек последняя часть может быть заменена на основы медицинских знаний. Такую норму содержит приказ Минпросвещения о новом профессиональном стандарте по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 28 мая. Зачем библиотекарю автомат и какие еще знания и навыки он должен будет освоить, разбиралась «Парламентская газета».
68 часов на безопасность жизнедеятельности Минпросвещения утвердило профессиональный стандарт по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Как следует из приказа ведомства, выучиться на библиотекаря в колледже можно будет как после 9-го, так и после 11-го классов. В первом случае на это уйдет 2 года 10 месяцев, во втором — 1 год 10 месяцев. А для тех, кто учится заочно или очно-заочно, добавят еще один год.
Уточняется, что обязательная часть программы должна занимать не менее 70 процентов всего курса, остальные 30 отданы на вариативную часть. В обязательную часть, помимо изучения истории России, иностранного языка в профессиональной деятельности и физической культуры, которые были в программе и раньше, с этого года войдет безопасность жизнедеятельности (БЖД). В предыдущем стандарте с поправками от 2021 года такого пункта не было.
В новом документе уточняется, что на БЖД необходимо отвести не менее 68 академических часов, из них на военное дело — 48, для девушек их можно заменить основами медицинских знаний.
Напомним, что программа БЖД также включает элементы начальной военной подготовки, в том числе боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Эти навыки осваивают не только будущие библиотекари, но и другие студенты, и не только колледжей, но и вузов.
Основы делового общения и матстатистика Кроме истории, русского языка и основ безопасности, будущий библиотекарь должен знать документоведение, отечественную литературу, зарубежную литературу, литературу для детей и юношества, мировую и отечественную художественную культуру, а также методы математической статистики в библиотечной деятельности, общее библиографоведение, общее библиотековедение, профессиональную этику и основы делового общения, следует из документа.
Отмечается, что результатом освоения программы, кроме умения выдавать и принимать книги, будут:
эффективная работа и взаимодействие в команде,
использование современных средств поиска, анализа и интерпретации информации и информационных технологий,
умение проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российско-нравственных ценностей.
Вымирающая профессия Библиотекари нового образца могут стать последними профессиональными хранителями книг в России. Прежде было объявлено, что прием на специальность 51.02.03 «Библиотековедение» прекратят с 31 декабря 2024 года. В столице на библиотекарей не учат уже с прошлого, 2023 года.
«Такое решение, по-видимому, принято из-за невостребованности профессии среди молодежи, — сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. — Уже сейчас по статистике 80 процентов работающих в библиотеке пришли из других сфер деятельности». По мнению Тутовой, на обслуживание читателей сокращение библиографов и библиотекарей не повлияет,
«ведь библиотека компьютеризирована и первичную информацию можно будет получить самостоятельно, а к библиографу обращаться только с более глубокими запросами».
Книги, игры, ноты Новому поколению библиотекарей нужны не столько знания, сколько опыт, считает Тутова. При этом, чтобы дорасти до уровня «блестящего знания фондов и каталогов огромного книжного собрания», нужно проработать не менее 20 лет, полагает депутат.
«Хороший библиотекарь, способный обсудить с человеком его прошлый читательский опыт и помочь подобрать подходящую книгу, — огромное преимущество» — отметила парламентарий.
Уже сегодня современные библиотекари помогают читателям разобраться во все более широком наборе некнижных ресурсов: электронных базах данных, журнальных и газетных архивах, программном обеспечении, а также настольных играх, аудиокнигах, нотах, оцифрованных фондах и многом другом, сказала Тутова.