- 41 Загрузка
- 10444 Просмотра
- Обсудить
- Добавлено: 15.10.2016 в 16:43
- Категория: Разработки уроков, лекции
- Добавил: Valentina6397
Автор: Кажибекова Базаркуль Яхияевна
Поделитесь с коллегами
Цель урока: создать условия для:
- формирования у обучающихся представления о средневековом обществе, основных сословиях Западной Европы Высокого средневековья, раскрыть особенности жизни и взаимоотношений между сословиями;
- развития познавательных интереса к изучению истории других народов;
- формирования умений работать с текстом, выделять главное, делать выводы;
- воспитание у обучающихся коммуникативных качеств (умение слушать, излагать свои мысли).
План урока:
Рассмотрение основных черт западноевропейского феодализма;
Выделить структуру сословного общества
Тип урока: урок освоения новых знаний
Организационный момент: Взаимное приветствие, проверка посещаемости.
Запишите тему урока: «Основные черты западноевропейского феодализма».
Вопрос: Что пришло на смену рабовладельческому государству и праву?
На смену рабовладельческому государству и праву пришло феодальное государство и право.
Средневековое европейское общество было иерархическим.
- Кто стоял во главе европейского общества?
1. Во главе стоял король – верховный сюзерен всех феодалов.
2. На следующем уровне располагались крупные светские и духовные феодалы – князья, графы, архиепископы и епископы – вассалы короля.
3.Светские феодалы получали землю под условие несения военной службы и выполнения определенных обязательств. Такие владения назывались феодами.
Феод – наследственная земельная собственность, которая давалась под условие несения военной службы, военной или денежной помощи и верности своему королю.
Крупные феодалы могли иметь вассалов, отдавая свои земли более мелкого масштаба – баронам или рыцарям – на тех же условиях. Рыцари не имели вассалов им подчинялись крестьяне, отдавали землю в держание.
Главными производителями в эпоху средневековья и самым многочисленным классом средневекового общества были феодальные крестьяне. На этих землях они вели собственное хозяйство, но они не были собственниками земли, на которой трудились, даже когда имели право передавать ее по наследству.
«Расплатой» за землю была рента, которая существовала в трёх формах: в виде барщины, натурального или денежного оброка.
Рента – часть прибавочного продукта, который производили крестьяне, присваиваемого землевладельцем.
Означало ли это, средневековый крестьянин в отличие от раба был лично свободен? В разные эпохи ситуация складывалась по- разному. В раннее средневековье поземельная зависимость крестьян постепенно дополнялась более жесткими формами личной зависимости, ущемлением политических и гражданских прав. Феодал сам осуществлял суд над крестьянами, ограничивал их свободу в наследовании с помощью побора, который назывался право мертвой руки, взимал высокую брачную пошлину, если невеста или жених принадлежали другому сеньору.
С XII-XIII вв. формы личной зависимости стали смягчаться, барщина почти во всех странах Западной Европы уступала место оброку – сначала натуральному, а потом денежному. Но и в этот период крестьяне не были полностью лично свободными и юридически полноправными людьми.
Ещё одной прослойкой средневекового общества, тоже противопоставленной феодалам, но менее многочисленной по сравнению с крестьянством, были горожане. Многие средневековые города располагались на землях феодалов и были вынуждены подчиняться им, т.е. являлись своего рода вассалами.
Таким образом, отношения между различными классами и слоями средневекового европейского общества были сложными и чреваты социальными конфликтами. Иерархическая структура общества затрудняла переход с одной её «ступени» на другую, хотя в принципе он был возможен.
Однако в этом «разъединённом» обществе существовали крепкие связи внутри каждого социального слоя или класса. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью целого, частью коллектива. Общностей, которые объединяли людей по разным признакам, было великое множество. Общностями (корпорациями)были сельские общины, монастыри, ремесленные цехи, воинские дружины, монашеские и духовно-рыцарские ордена, членами которых были воины-монахи. В средние века существовали даже корпорации нищих и воров. Большой общностью, объединявшей в себе много других, более мелких, был город.
У корпораций была собственная казна, недвижимость, имелись уставы, даже особая одежда и значки. Жизнь корпораций основывалась на принципах солидарности, взаимной поддержки и демократизма. Все проблемы решались на общих собраниях, больным и бедным оказывали помощь, устраивали совместные трапезы.
Корпорации не разрушали феодальной иерархии (не было корпораций, которые объединяли бы крестьян и феодалов), но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам средневекового общества. На основе корпоративизма сложились и особые, уникальные для той эпохи отношения власти и общества.
- Давайте, ребята начертим схему феодального общества.
1. Король – верховный феодал;
2. Крупные светские и духовные феодалы – князья, графы, архиепископы и епископы – вассалы короля.
3. Бароны или рыцари.
4. Рыцарям подчинялись крестьяне.
Диалоги власти и общества
Крупные общности (горожане, светские феодалы, духовные феодалы), которые противостояли государственной власти и добивались определенных прав – юридически закрепленных и подтвержденных центральной властью, - образовывали сословие.
В Западной Европе сформировались три сословия: духовенство, дворянство и городское сословие. Положение их было неодинаковым: горожане не смогли уравняться в правах с дворянством. Что касается крестьянства, то оно вообще не сумело стать сословием, т.е. добиться признания своих прав на общегосударственном уровне.
Как именно это происходило? Вернемся назад к варварским королевствам, и посмотрим как складывались отношения власти и общества с момента зарождения западноевропейской цивилизации. По мере того как уходило в прошлое общинное начало, на котором строилась жизнь германских племен, возрастало значение королевской власти: король создавал законы, вводил налоги; его власть становилась наследственной и воспринималась как нечто священное.
Уже на этом этапе у власти был мощный соперник – церковь. Довольно скоро и появилась и другая сила, оспаривавшая право первенства в государстве – феодалы. В Европе достаточно рано, с VIII-IX вв. получила развитие крупная земельная собственность. Крупные феодалы, формально подчинявшиеся королю как вассалы, на самом деле были вполне независимы. Они имели право чеканить монету, вести войны и осуществлять суд в своих владениях. В их распоряжении были собственные вассалы. Позиции местной знати укреплялась, росли ее политическая независимость и военная сила, т.е. шел процесс, который неизбежно приводил к феодальной раздробленности и следовательно к ослаблению власти короля.
Причины феодальной раздробленности в Западной Европе:
1. Укрепление собственности феодалов на землю.
2. Феодалы не нуждались в сильной централизованной власти.
3. Господство натурального хозяйства.
4. Отсутствовали хозяйственные связи между областями и народами, объединенными силой оружия.
5. Нужда феодалов в собственных силах и средствах для подчинения зависимых крестьян.
Светская и духовная знать завоевывала все более прочные позиции в управлении государством, участвуя в королевском совете. Большие полномочия были у советов магнатов, которые собирались раз в год. Они давали согласие на налоги, имели законодательные и судебные права. Поэтому историки называют раннефеодальные государства демократией знати. Но притягательность центральной власти не исчезала: крупные феодалы вели борьбу за трон, а правящие династии всеми силами пытались сохранить принцип наследования, вплоть до того, что короновали наследника при жизни отца.
Между тем на политическую арену выходили города. С X поXIII в. По всей Западной Европе нарастала волна городских движений, цель которых состояла в том, чтобы сократить поборы феодала, получить торговые привилегии и главное добиться право на городское самоуправление. Эта борьба не всегда выливалась в традиционные восстания; иногда городам удавалось за деньги выкупить привилегии, а сделка оформлялась в специальных городских хартиях.
В то время вольности добились многие города Северной Франции (Авиньон, Бовэ, Суассон, Лан и др.). В Италии, где центральная власть была крайне слабой, число городов-республик росло особенно быстро. Уже в IX-XII вв. стали независимыми Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Равенна и многие другие города. В Германии этот процесс шел с некоторым опозданием, но и там в XII-XIII вв. появились вольные города, лишь формально подчинявшиеся императору: Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне. Независимые города управлялись собственными городскими советами, имели право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету. Они назывались коммунами.
Слово «коммуна» происходит от латинского «коммунис» - общий, всеобщий.
Одновременно с городскими развивались и сельские коммунальные движения, участники которых добивались расширения прав общины в отношениях с феодалом. Иногда сельские и городские коммуны объединялись в своей борьбе, и такие союзы приводили к большим успехам. Один из ярких примеров – победы сельских общин в Италии в конце XII века. При поддержке городов они получали самоуправление и освобождались от некоторых феодальных поборов. В XII-XIV вв. такие самоуправляющиеся общины избирали должностных лиц, создавали свой финансовый и судебный аппарат, издавали статусы – законы, регулировавшие их внутреннюю жизнь.
Конечно не все города и сельские общины получали автономию, а получив ее – имели силы удержать достигнутое. Сельские коммуны обычно попадали в зависимость к городам, а для городов вовсе не исключалась возможность снова оказаться под властью феодала. Тем не менее, коммунальные движения представляли собой значительную силу.
Активность общества оказал воздействие на политическую структуру. Новый тип государства, который стал появляться в большинстве европейских стран в конце XII-XIV вв. получил название сословно-представительной монархии. В эту эпоху сильно усилилась централизация, но при этом власть провозглашала, что она выражает «общую волю» и обеспечивает «общее благо». В сущности, это означало, что король вынужден признать политические права сословий. Это касалось феодалов и городского сословия.
Результатом соглашения между властью и сословием, убедительно доказывавшими свою активность и силу, стали представительные собрания: парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, риксдаг в Швеции. Сословные собрания обладали значительными правами, они могли накладывать вето на дополнительные налоги и таким образом контролировать короля в финансовых вопросах. Кроме того, они участвовали в обсуждении государственных дел, редактировали проекты законов. В эпоху сословно-представительных монархий появилась знаменитая формула средневековой монархии: «что касается всех, должно быть одобрено всеми». Она не отражала реального положения: истинного народоправства в сословных собраниях не было. Основную часть составляли феодалы; крестьянство вообще не было в них представлено. И все-таки сословные собрания не давала центральной власти превратиться в деспотическую. С другой стороны сам король был заинтересован в поддержке сословий и даже нуждался в ней.
Итак, в появлении средневекового «демократизма» большую роль сыграла особая ситуация, в которой оказалась европейская государственность. С самого начала ей приходилось сталкиваться с серьезными противниками – церковью, феодалами, городскими и сельскими коммунами. С этими противниками или соперниками велась борьба или устанавливалось сотрудничество; в результате основная линия развития состояла в постепенном ограничении произвола власти.
ТЕСТЫ:
I. Каковы основные черты феодального общественного строя?
- члены коллектива совместно трудились
- основные группы общества феодалы и зависимые крестьяне
- все, что создавалось в обществе равномерно распределялось между его членами
- собственность земледельцев на землю
- наличие у крестьян своего хозяйства, наделение их землей и приземление к ней
- господство натурального хозяйства
- общее имущество всех членов общества
- вассальные отношения между землевладельцами
II. Каковы причины феодальной раздробленности в Западной Европе?
- слабость королевской власти
- усиление самостоятельности феодалов
- переход всей земли в собственность феодалов
- господство натурального хозяйства
- слабость хозяйственной связи между частями страны
- не было сильного правителя (короля, императора).
ВОПРОСЫ:
1. Что такое иерархия? Как она создавалась?
2. Чем феодальный крестьянин отличался от раба?
3. Что такое корпоративизм?
4. Что такое сословно-представительная монархия?
5. Можно ли назвать средневековую демократию в истинном смысле слова? Почему?
СПАСИБО ЗА УРОК!
Поделитесь своим мнением с остальными.