- 49 Загрузок
- 4556 Просмотров
- Обсудить
- Добавлено: 23.03.2016 в 17:54
- Категория: Внеклассная работа
- Добавил: Танюша
Автор: Скворцова Татьяна - Email автора: skvortsova-2011@mail.ru
Поделитесь с коллегами
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(Электрогорское обособленное структурное подразделение)
Классный час по противопожарной безопасности на тему: «Огонь никого не щадит!»
(для студентов 1-2 курсов ПОО)
Подготовила и провела: Скворцова Татьяна Владимировна,
преподаватель спецдисциплин
2016
Цели и задачи мероприятия:
• углубить знания студентов о роли огня для человека, видами пожаров, причинами их возникновения и их последствиями;
• развивать умения у студентов тушить пожары, соблюдать правила противопожарной безопасности; развивать осторожность, внимательность;
• развивать познавательную активность студентов; способность к эмпатии, взаимовыручке и взаимопомощи;
• отработать последовательность действий в случае возникновения пожара;
• воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему.
Оборудование:
• выставка книг и СМИ по данной теме;
• коллаж на тему: «Огонь и пепелище»;
• компьютер, мини-фильмы о пожарах, презентация с вопросами викторины;
• наглядный материал с пословицами и поговорками о пожаре;
• плакаты и памятки с информацией о противопожарной безопасности.
…О, сколько раз такая боль
Терзала наши души?!
За что безжалостный огонь
Людей невинных жжет и душит?
В. Бояновский
Преподаватель: Я бы не стала утверждать, что человек – самый сильный. Существуют куда более сильные и более страшные вещи на Земле: огонь, например. Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни.
Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале.
А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Назовите сферы применения огня.
Ответы студентов: Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов, обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др.
Преподаватель: Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к страшной беде - пожару.
Что же такое «пожар»?
Студент 1: Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей.
Студент 2: С точки зрения производства работ, связанных с тушением пожаров, спасением людей и материальных ценностей, классификация пожаров производится по трем зонам:
- отдельных пожаров;
- массовых и сплошных пожаров;
- затухающих пожаров и тления в завалах.
Пожары также подразделяются на лесные, торфяные, степные, пожары в населенных пунктах, газовые, газонефтяные и нефтепродуктов.
Зона отдельных пожаров представляет собой районы, на территориях которых возникают возгорания на отдельных участках, в отдельных зонах и производственных сооружениях. Такие пожары рассредоточены по всему району, что позволяет осуществлять быструю организацию их массового тушения с привлечением всех имеющихся сил и средств. В населенных пунктах с деревянными постройками при сильном ветре в течение 30-40 минут из отдельных очагов могут возникнуть участки сплошных пожаров (горит до 90% зданий).
Совокупность отдельных пожаров, охватывающих не более 25% зданий, называют массовыми пожарами. Зона массовых и сплошных пожаров - это территории, где возникает такое множество возгорания и пожаров, что проход и нахождение в ней соответствующих подразделений без проведения мероприятий по локализации или тушению невозможны, а ведение спасательных работ затруднено. Такие зоны возникают в условиях сплошной застройки, компактности лесных массивов, скопления большого количества горючих материалов.
Прогнозирование обстановки объектами здравоохранения проводится в случаях, когда они могут оказаться в зонах воздействия поражающих факторов в результате аварий на пожаро - и взрывоопасных объектах или сами представляют опасность.
Преподаватель: Каждый час у нас на планете происходит семьсот пожаров и загораний. За год их бывает более пяти миллионов. Убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар - из-за детской шалости с огнем. Наши пожарные постоянно ведут с ними бой.
Группа наших студентов подготовила информацию об истории пожарной службы.
Студент 3: История пожарное службы России ведет нас в далекое прошлое. Началом этой истории можно считать 1504 год. Именно тогда царь Ивана III приказал создать в Москве пожарно-сторожевую охрану. Но датой полноценного рождения пожарных служб принято считать 17 апреля (по старому стилю и 30 апреля по новому) 1649 года. В этот день царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.
Студент 4: Развитие пожарных служб в России произошло в годы царствования Петра I. В 1722 году было издано сразу несколько указов, способствующих устранению пожаров, в частности при Адмиралтействе была организована постоянная пожарная команда, которая была обеспечена всеми имеющимися на тот момент противопожарными средствами для того, чтобы незамедлительно реагировать на пожары. Кроме этого, были созданы так называемые «плашкоуты» - грузовые мелко сидящие суда с установленными на них брандспойтами для тушения кораблей и прибрежных строений. Плашкоуты также имели определенный график и маршрут дежурств.
Студент 5: Следующим шагом развития пожарных служб в России стало утверждение «Табели о составе пожарной части в городах» в 1853 году. По сути, этот табель был прообразом современных документов, упорядочивающих организационную структуру пожарных служб. В 1857 году издается первый в России пожарный устав, в котором излагается порядок устройства пожарных частей в городах, предписываются меры наказания за нарушения правил пожарной безопасности, трактуются меры предосторожности от пожаров и др.
Студент 6: С 1858 года на службе у пожарных оказывается телеграф, в девяностые годы телефон, а с 1907 года и первый пожарный автомобиль. 18 апреля 1918 года издается декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем", который становится первым законодательным актом в России, которому придавалось общегосударственное значение.
Студент 7: Сегодня Государственная противопожарная служба Российской Федерации – это крупнейшая оперативная служба, которая входит в состав МЧС России. Государственная противопожарная служба насчитывает около 220 000 состоящих на службе человек, более 14 000 зданий, около 20 000 пожарных автомобилей и др. подразделения ГПС ежегодно совершают порядка двух миллионов выездов, спасают от гибели более 100 тысяч человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей и т.д. Не будет преувеличением сказать, что мы с Вами живет в спокойствии только благодаря ежедневной работе пожарных служб и людей, имеющих честь называться пожарными.
Объявляется минута молчания в честь пожарных - героях, рисковавших своими жизнями и погибших в результате тушения пожаров.
Преподаватель: Каковы же причины пожаров?
Ответы студентов: Неосторожность с огнем, неосторожность при курении, нарушение правил эксплуатации электрооборудования, детская шалость с огнем, поджоги и т.д.
Преподаватель: Что вы можете сказать о разрушительных последствиях пожаров?
Студент 8: Сейчас еще сложно полностью оценить экологические, экономические и социальные последствия относительно недавних пожаров. Первая половина 2014 года без преувеличения заставила мир вздрогнуть — только по официальным сводкам зарегистрировано несколько сотен лесных пожаров в различных странах мира. Сообщается о сотнях пострадавших с ожогами разной степени тяжести и отравлениях угарным газом. Также есть сведения о нескольких десятках погибших.
По заявлениям экспертов, ожидается повышенная пожарная опасность в средних широтах, в связи с изменениями климата. К настоящему моменту, согласно статистическим данным каждые несколько минут вспыхивает более или менее значительный пожар.
Кроме лесных пожаров значительную опасность представляют и техногенные пожары, особенно на промышленных объектах, а также на производствах связанных с добычей, переработкой и хранением горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ.
Сегодня мир изменяется всё быстрее и быстрее, сложность и масштабы производств нарастают лавинообразно, что в свою очередь приводит к возрастанию пожарной опасности. Так, только сначала года зарегистрированы более сотни техногенных пожаров различного класса сложности, в том числе — несколько десятков возгораний на промышленных объектах.
Также крайне опасным считается пожар на любом нефтедобывающем и перерабатывающем предприятии. В этой категории промышленных сооружений своеобразным лидером по опасности выступают нефтедобывающие платформы морского базирования. И, хотя с начала года не сообщалось о значительных пожарах, все же было зарегистрировано несколько десятков возгораний на платформах. Есть жертвы.
Следует отметить, что водный мир, то есть морская флора и фауна, крайне уязвимы к разливу и возгораниям нефтепродуктов.
Преподаватель: Сейчас мы проведем небольшую викторину. Ребята, разделитесь, пожалуйста, на команды!
(Для проведения викторины создаются команды из 5-6 студентов, используется презентация для демонстрации вопросов и ответов (правильные ответы в презентации появляются после щелчка). По окончанию викторины все баллы суммируются, определяется команда победитель. Для проведения викторины необходимо жюри, которое ведет подсчет правильных ответов участников викторины).
Вопросы викторины:
1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (1 балл)
Пожарные
2. Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? (1 балл)
«01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.
3. Почему пожарная машина красная? (1 балл)
Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.
4. Как одеваются пожарные? (2 балла)
Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
5. Чем опасны пожары? (1 балл)
При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.
6. Чем еще опасен пожар, кроме огня? (2 балла)
Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.
7. Чем можно тушить начинающийся пожар? (1 балл)
Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
8. От чего бывают пожары? (1 балл)
Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
9. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла)
Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.
10. Что надо делать, если в квартире много дыма? (2 балла)
Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
11. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (2 балла)
Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
12. Чем опасна печь в деревенском доме? (2 балла)
В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.
Жюри производит подсчет баллов. Выбирается команда – победитель.
Преподаватель: Сейчас мы каждому из вас раздадим памятки «Как вести себя на пожаре». Надеемся, что информация, содержащаяся в них, будет вам полезна!
Помните:
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.
3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.
6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.
8.
Преподаватель: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее мероприятие! Надеемся, наша встреча было для вас не только занимательной, но и крайне полезной! Понравилось ли вам наше мероприятие? (Студенты и присутствующие высказывают свои мнения). Я хотела бы поблагодарить всех участников нашей встречи!
Закончить наше мероприятие я хотела бы словами известной русской пословицы: «Искру туши до пожара - беду отводи до удара».
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1. Ансельрих А.Ю. Скорее скорой. [Текст] учебное пособие – А.Ю. Ансельрих М.: Медицина, 2010;
2. Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. [Текст] Учебное пособие / сост. В.И.Брешина / М.Просвещение,2004;
3. Черепанова С.В. Власов О.И. Основы пожарной безопасности [Текст] Учебное пособие / – Барнаул: НП Азбука, 2001;
4. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Учебное пособие / Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008;
5. www/pojarnayabezopasnost.ru
6. www.rusintec/ru\fire- statistics.
Поделитесь своим мнением с остальными.