Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Тормозная система

Поделитесь с коллегами
Назначение

Тормозная система служит для уменьшения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке. Наличие надежных тормозов позволяет увеличивать среднюю скорость движения, что повышает эффективность эксплуатации автомобиля.

Типы тормозных систем

Рабочая тормозная система (ножной тормоз) предназначена для уменьшения (регулирования) скорости движения и полной остановки автомобиля. Эта тормозная система приводится в действие водителем нажатием ногой на педаль.
Стояночная тормозная система (ручной тормоз) служит для удержания остановленного автомобиля на месте. Она должна удер­живать полностью груженый автомобиль на дороге с уклоном не менее 16 %. Стояночная тормозная система срабатывает при воз­действии водителя рукой на рычаг.
Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей системы. Она может быть выполнена как специальная автономная система или может являться частью рабочей системы, т.е. иметь общие с ней элементы. В качестве запасной системы часто используют стояночную систему при условии, что ее исполнение обеспечивает плавную и быструю остановку автомобиля. Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов (тормозов) и тормозного привода.

Тормозные механизмы

Тормозные механизмы обеспечивают торможение вращающихся колес или одного из валов трансмиссии. По расположению они делятся на колесные и трансмиссионные, по форме вращающихся деталей — на барабанные и дисковые, по форме трущихся поверх­ностей — на колодочные и ленточные; последние не нашли приме­нения в тормозных системах автомобилей. Управление тормозными механизмами осуществляется с помо­щью тормозных приводов. Они могут быть гидравлическими, пневма­тическими или механическими.

Колесный колодочный тормозной механизм барабанного типа

Колёсный колодочный тормозной механизм барабанного типа:
а – устройство; б – силы, действующие в механизме;
1) колпачки; 2) рабочий цилиндр; 3) тормозной барабан; 4) оттяжная пружина; 5, 8) тормозные колодки;
6) накладка задней колодки; 7) скоба; 9)болт; 10) шайба; 11) пружина эксцентрика; 12) регулировочный эксцентрик; 13) пластина эксцентрика опорного пальца; 14) эксцентрики опорных пальцев; 15) опорные пальцы; 16) гайка; 17) опорный диск; P1 – сила прижатия тормозных колодок к барабану; Pтр. – сила трения м/у тормозным барабаном и колодками; P2 – реакция, создаваемая разжимным устройством; R – равнодействующая сил Pтр. и P2

Дисковые тормоза

На передних колесах многих легковых авто­мобилей (ВАЗ, ГАЗ, «Москвич» и др.) устанавливаются диско­вые тормоза, обеспечивающие более эффективное торможение, чем барабанные. Применение дисковых тормозов улучшает экс­плуатационные качества автомобиля, так как в этом случае более полно используется его сила тяжести, приходящаяся на каждое колесо передней оси при торможении. Наряду с этим дисковые тормоза по сравнению с барабанными при одинаковом тормоз­ном моменте имеют значительно меньшую массу, что позволяет снизить общую массу автомобиля или увеличить массу перевози­мого груза. В дисковом тормозе, типовая конструкция которого показана на рис. 17.3.

Механический и гидравлический тормозные приводы

Тормозным приводом называется совокупность устройств, предназначенных для передачи усилия, создаваемого водителем на педали или рычаге, к тормозным механизмам или для управления посторонним источником энергии, приводящим в действие тор­мозные механизмы. Тормозной привод должен обеспечивать заданное распределе­ние усилий между тормозными механизмами при минимальном усилии воздействия водителя на педали или рычаг, одновремен­ное срабатывание всех тормозных механизмов, быстрое создание полной тормозной силы на каждом колесе. Наряду с этим он дол­жен быть надежным в эксплуатации, иметь несложную конструк­цию и высокий КПД. Тормозные приводы бывают механическими, гидравлически­ми, пневматическими, электрическими, а также комбинирован­ными (пневмогидравлическими, пневмоэлектрическими). Механический привод представляет собой совокупность рыча­гов, валиков, тросов и тяг, через которые усилие от рычага уп­равления передается к тормозным механизмам.

Гидравлический привод

Большинство современных автомобилей имеют рабочие тормозные системы с гидравлическим или пневматическим приводом. Одним из основных назначений этих приводов является разделение энергопотока на несколько неза­висимых контуров. Контуром привода называется его часть, оставшаяся работоспособной при выходе из строя остальной части привода.

Двухконтурные гидроприводы тормозов

Тормозная система автомобилей ГАЗ-ЗЮ2, -31029, -3110 «Волга» и автобуса ПАЗ-3205 с двухконтурным приводом (рис. 17.8, а) состоит из дисковых передних тормозов 7, колодочных задних тормозов 7 барабанного типа, сдвоенного (тандемного) главного тормозного цилиндра 4, полости которого соединены с сигнальным устройством 2, имеющим контрольную лампу 3, гидровакуумного усилителя 5 и регулятора давления 6, включенного в контур задних тормозов через кронштейн кожуха 8 полуосей.

Усилители гидравлических приводов тормозов

Усилители в качестве постороннего источника могут использовать энергию сжатого воздуха (пневмоусилители) или разрежения во впускном трубопроводе двигателя (вакуумные усилители). Они значительно облегчают управление тормозами, а в случае их отказа не препятствуют торможению автомобиля. Вакуумные уси­лители благодаря своей эффективности, работоспособности и простоте конструкции получили широкое распространение среди отечественных легковых автомобилей. Типичным примером является усилитель, предназначенный для автомобилей ВАЗ-21213 и -2105. Он установлен в моторном отсеке и крепится задним фланцем к кронштейну педали.
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar