Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » 2019 » Октябрь » 23

Денис Кулешов: сейчас инклюзивный образовательный процесс реально меняется в лучшую сторону

Профобразование - отраслевой информационный партнер Форума


На Международном форуме «Открытые инновации» наше издание встретилось с Денисом Кулешовым, спикером форума, директором компании АНО Научно-производственная лаборатория "Сенсорные технологии для слепоглухих”. Мы поговорили об электронных помощниках для незрячих и глухих людей, которыми занимается компания «Сенсор-Тех», инклюзивом образовании и вовлечение студентов в проекты лаборатории.


Денис, расскажите о ваших разработках и какое применение они нашли в реальной жизни.

Денис Кулешов. Я начну с того, что наша лаборатория не коммерческая. Нашим учредителем является благотворительный фонд «Соединение», поэтому у нас проекты делятся на две большие группы: это и исследовательские проекты, связанные с разработкой, новой перспективной технологией, а также всем, что получилось удачным и интересным. Мы тут же выводим в формат продукты, которые пытаемся коммерциализировать и работать с нашими получателями. Один из них называется Робин – это умный помощник для незрячих - система с искусственным интеллектом. Это видеокамера, с помощью которой незрячий человек анализирует окружающее пространство.


Робин через наушник может незрячему человеку помочь определить, что это: человек, стул, стол, автомобиль, а также пешеходные дорожные знаки. Кроме того, он может распознать лица людей. Если загрузить фотографию знакомого или члена семьи, то издалека можно понять, где кто находится. Он по имени назовет этого человека с помощью этого устройства для незрячих. Распознавание лиц, объектов — все работает мгновенно и без подключения к интернету.

Для работы с этими гаджетами нужно специальное обучение и есть ли взаимодействие с образовательными организациями?

Денис Кулешов. В Бауманском университете у меня есть инклюзивные группы, с которыми я работаю. Конечно, современному педагогу, либо преподавателю нужно понимать и знать обо всех этих особенностях и гаджетах. В этом плане посещение таких мероприятий дает очень много пищи к размышлению и меняет взгляд на то, как можно таким людям помочь. Сегодня, создается много технологий и, конечно, современный специалист в сфере образования должен в любом случае понимать, как они работают. Кроме того, это устройство для незрячих, выгодно как для персонального использования, так и в образовательной обстановке помогает ученику или студенту с ориентированием в пространстве. И когда мы общались со многими образовательными организациями, они, видя те или иные препятствия, с которыми незрячие сталкиваются, сразу начинают по-другому относиться к организации именно доступности объектов, к тому, как выстроить в кабинетах обстановку, как в коридорах выстроить что-то. Ну, то есть они включаются в этот процесс.

Сейчас одно из направлений, которое мы хотим проработать – это расстановка QR-меток, которые бы Робин с помощью камеры считывал, а ведь QR-метки – это очень дешево и практично. Образовательные организации: колледж, школа, высшее образовательное учреждение могли бы вполне эти QR-метки клеить на кабинеты, на какие-то важные объекты: туалет, столовая. И так бы незрячий человек очень просто бы ориентировался и понимал, где что находится.

В образовательной организации, где учатся студенты с ОВЗ, понимать их физические возможности должны не только педагоги и весь персонал учреждения. Работа с глухими ребятами тоже имеет свои особенности, расскажите о вашей разработке.

Денис Кулешов. В любом случае, если мы говорим об инклюзии, то, конечно, здесь все должны быть заинтересованы в том, чтобы она работала: и администрация, и учебно-вспомогательный персонал, и, непосредственно, преподаватели. Вторая разработка – она коллективного использования, поэтому ее внедрение в сферу образования проще, это Чарли.


Чарли – это устройство, которое переводит речь в текст. Есть много глухих студентов и учеников, которые на слух плохо разбирают речь преподавателя, сотрудника деканата, учителя. В таком случае наш умный микрофон Чарли слушает речь человека, например, педагога и конвертирует ее в текст мгновенно с помощью распознавания речи. Таким образом, полностью человек не слышит, но видит текст, который появляется на экране. В этом плане мы уже сейчас сотрудничаем с Бауманским университетом, с РГСУ и пойдем в другие образовательные организации, потому что такие технологии в целом востребованы. Совсем тотально глухие ученики, студенты, они могут либо письменно обучаться, либо с помощью сурдопереводчика. Но с сурдопереводом сейчас в нашей стране достаточно большая проблема. Количество бесплатных часов ограничено в год, а стоимость часа слишком дорогая для организации.

Мы проводили большое исследование: Чарли в 6 раз дешевле чем сурдоперевод. Жестовый язык – это еще и часть некой культуры, это как второй язык у людей. Поэтому хорошо, когда всё это работает в комбинации, дополняет друг друга.

Как образовательные организации включаются в процесс инклюзивного образования?

Денис Кулешов. Насколько я знаю, сейчас в концепции инклюзии созданы сети организаций, которые как раз занимаются внедрением инклюзивных подходов и практик по разным направлениям. В данном случае, например, за Бауманским университетом закреплены технические направления, за РГСУ более гуманитарные направления, но в любом случае это те вузы, которые невероятно активно выступают за внедрение инклюзии в России и они всегда с большим интересом относятся к любым формам инноваций, гаджетов, и сейчас понятно, что процесс поменяется только когда все начнут это использовать, внедрять, разбираться, смотреть, как это происходит. Сейчас процесс реально меняется в лучшую сторону.

Ваши студенты участвуют в соревнованиях, разработке и тестировании гаджетов?

Денис Кулешов. Да, бауманские студенты участвуют в соревнованиях Абилимпикс, еще они участвуют в тестировании всех наших продуктов. Вовлечены по максимуму. Студенты – это же своеобразная элита, у них другое мышление, они понимают, что их задача не только на себя работать, а в целом помогать обществу. Они реально по-другому на все смотрят. Поэтому, конечно, они вовлечены во все проекты.


Спасибо большое, что согласились поговорить о таком важном направлении в инклюзивном образовании, было очень приятно!

Денис Кулешов. Взаимно, спасибо за интерес к нашим гаджетам
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar