Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » 2019 » Декабрь » 1

Нельзя отказываться от мечты, не попробовав осуществить её. Истории участников специальной программы профессионального обучения 50+


Нельзя отказываться от мечты, не попробовав осуществить её.
Жаклин Сьюзан

Истории участников специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста.

Валентина Стокозова, компетенция «Облицовка плиткой» (направление «Строительство и строительные технологии»)


Валентина проработала бухгалтером 35 лет. Сейчас трудится в небольшой частной строительной организации в г. Россошь Воронежской области. От директора компании узнала о возможности переобучения в городском техникуме. Набирали на специальность «Облицовка плиткой».

− Начальник спросил: «Не желаешь попробовать?», – вспоминает Валентина Анатольевна. − А мне всегда это было интересно. Всю жизнь занималась дома ремонтом, а тут можно стать специалистом.
Для такого важного дела она даже взяла отпуск.
Колледж получил разрешение на переобучение по 4 компетенциям: «Облицовка плиткой», «Малярно-декоративные работы», «Кирпичная кладка» и «Лабораторно-химический анализ». На первое направление дали квоту на 8 мест. В конце августа у группы начались занятия. Продлятся они три недели – 144 ч.

– Сначала было страшновато. Но так ведь в любом новом деле. Сейчас кое-что начало получаться. Например, лихо раствор на стенку бросать научилась, – смеется Валентина Стокозова. – Нам рассказали про разновидности плитки, про консистенцию раствора... Это не то, как я дома «фартук» на кухне выкладывала: плитку стеклорезом обычным отпиливала.

Классы оборудованы тренажерами: двухметровой высоты стены, соединенные углом. Поверхности разной текстуры: пеноблок, гипсокартон, кирпич...
– Я бы обязательно посоветовала всем знакомым поучиться. Это полезно вне зависимости от того, как будет складываться жизнь – строительными работами всегда можно заработать копеечку. Даже просто отвлечься от рутины, ощутить перемены – тоже здорово. И главное – бесплатно,  продолжает Валентина Анатольевна.
Скоро у учеников − демонстрационный экзамен по международным стандартам WorldSkills. По его итогам они получат диплом облицовщика-плиточника, а также скиллс-паспорт − уже признанный многими работодателями страны сертификат.

Педагог Оксана Михайличенко– мастер, аккредитованный Союзом WorldSkills Russia, – не сомневается в том, что полученные ее подопечными знания и навыки будут востребованы.
– Количества занятий достаточно, чтобы освоить профессиональную базу. Мы даем основное: изучаем материалы и их разновидности, объясняем, как выбрать плитку и раствор. Затем практические занятия, − рассказывает она. − Люди приобретают дополнительный навык, который им обязательно пригодится. Возводить дома не перестанут, а значит, и их новые умения не будут лишними.

Владимир Иванов, компетенция «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (направление «Транспорт и логистика»)


В марте 54-летний житель г. Боровичи Новгородской области Владимир Иванов снова сел за парту. Ну и что с того, что он начальник автоколонны, а за плечами − 36-летний опыт работы на транспортном предприятии?! За столько лет на руководящей работе он отошел от практики, перестал следить за стремительно меняющимися механизмами с высокотехнологичной компьютерной начинкой. Пришло понимание: надо бы обновить знания. Поэтому и пошел осваивать программу «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

О курсах переподготовки узнал в Боровичском автомобильно-дорожном колледже, с которым тесно сотрудничает его предприятие.
− Мы тесно контактируем с дорожным колледжем − он помогал нам провести конкурс профессионального мастерства водителей в нашем городе, ребята из него на практику приходят. Оттуда мы и узнали об этой программе. Мы были первыми ласточками, сейчас учится уже другая группа»,  говорит Владимир Анатольевич. − У меня в подчинении все водители АТП, я ставлю их на маршруты, распределяю работу и контролирую. Но того, как работает техника, не касался. Раньше.

Иванов – один из 59 работников предпенсионного возраста, прошедших пилотную программу профобучения по международным стандартам WorldSkills в Новгородской области. Программа реализуется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Организатор – Союз WorldSkills Russia – получает субсидии из бюджета, а значит, для слушателей обучение бесплатное. Но есть особенность: один человек может пройти обучение лишь один раз за весь период реализации программы, а именно до 2024 года.

– Я сначала переживал: мол, я такой солидный начальник, даже преподаватель младше меня – что я там забыл на этих курсах?! – вспоминает наш герой. – Но потом понял, что это нужно для саморазвития. На курсах объясняют все очень доходчиво. Дают не только теорию, но и практику, которая потом помогает нам успешно сдать демонстрационные экзамены. Я был приятно удивлен, что у колледжа такая база – новое оборудование, современная техника мне все понравилось! А еще я вспомнил, что такое соревновательный момент: мы с ребятами спорили, кто быстрее разберет и соберет двигатель легковушки. Не с первого раза, но я смог победить!
Единственная сложность, с которой столкнулся Владимир Анатольевич во время учебы, − как отпроситься на занятия у супруги. Но ничего, договорился – сидят с внуками по очереди.

Сергей Яшин, компетенция «Кондитерское дело» (направление «Сфера услуг»)


По профессии Сергей инженер, однако в силу жизненных обстоятельств ему приходилось осваивать и другие виды деятельности. Со временем заниматься тяжелым физическим трудом становится сложнее, поэтому Сергей и решил поискать занятие, которое не требует больших физических усилий.

Из интернета узнал о курсах, предлагаемых WorldSkills, проконсультировался и выбрал для себя специальность «кондитер», поскольку с этой сферой, по его словам, уже был знаком.
В дальнейшем Сергей собирается применить на практике полученные знания, а именно открыть собственное дело в этом или следующем году – выпекать пирожные и торты для разных мероприятий.
– Это будет не кафе – для частного сектора такое не подойдет, а такое место, куда можно прийти и что-то купить, – рассказывает он. − Заняться этим в ближайшее время не получится.

Пока проблема, по его словам, заключается в дороговизне оборудования. Как он считает, такие курсы − хорошая возможность освоить новые знания и открыть для себя новые возможности, это реально для тех людей, которые к чему-то стремятся.

Тимур Орлов, компетенция «Графический дизайн» (направление «Творчество и дизайн»)


Этой зимой Тимур перебрался из Петербурга в Москву. По его словам, устал работать с коммерсантами: «Никогда не знаешь, выполнят ли они договоренность». В северной столице Орлов занимался перепланировкой небольших объектов, проводил согласования. По сути, был главным инженером проекта. В Москве он работает в одном из культурных центров. В его обязанности входит поддержание исторического здания в рабочем состоянии, решение вопросов, связанных с текущим и капитальным ремонтом. Казалось бы, есть спокойная и стабильная работа – что еще нужно 58-летнему мужчине? Да и знания с опытом за годы работы накоплены такие, что не каждый из молодых и дерзких сможет с ним конкурировать (у Тимура Орлова дипломы по специальностям «художественное конструирование» и «индустриальный дизайн»).

Тимур Орлов не из тех, кто довольствуется тем, что накопил. Поэтому он записался на курсы по компетенции «Графический дизайн».
− Для того, чтобы соответствовать требованиям времени, надо совершенствовать инструментарий. Я давно хотел освоить Adobe Illustrator, потому что он дает больше возможностей, чем программы, на которых я работал до этого, – рассказывает Тимур Орлов. − Наша группа занималась два раза в неделю несколько месяцев. Схема преподавания была выстроена довольно верно. За такое время сложно изучить глубоко эшелонированную программу, поэтому Ольга Анатольевна Кабинова давала основные знания: вот продукт, который надо создать – этикетка, упаковка, фирменный стиль. На практических примерах она объясняла, что и как можно сделать. Главное, что я получил новый инструментарий, с которым могу сделать то, что не мог позволить себе раньше.

У большинства участников программы ожидания совпали с тем, что они получили, хотя все они были с разным уровнем знаний и разных профессий.

− Всех студентов объединяет живое любопытство, искреннее желание получить знания, чтобы реализовать себя, – отмечает преподаватель Ольга Кабинова. − Да, мы даем не углубленные знания, а базовый инструментарий, который позволяет студентам овладеть минимумом профессиональных навыков и возможность совершенствоваться в этом направлении.

Кстати, Тимур Орлов уже осваивает полученные знания. Одна его знакомая создает сайты, а он их оформляет иллюстрациями. Приятелю, который делает нестандартные вещи из металла и стекла для интерьеров, помогает разработать оригинальную и неповторимую упаковку.
В планах у Тимура Орлова − освоение компьютерной анимации и 3D-печати.
− Эпоха индустриального общества закончилась. Поэтому, если ты хочешь занимать какое-то место в жизни, то должен всегда узнавать новое – и не важно, в какой сфере. Если раньше ты мог стать токарем 6-го разряда и всю жизнь работать им, то сейчас этого мало. В экономике главным становится отдельно взятый индивидуум − человек и его возможности. А если ты ничего не делаешь, то даже своим детям не будешь интересен, − так он объясняет пользу программы.

Юрий Арляпов, компетенция «Инженерный дизайн CAD (направление «Производство и инженерные технологии»)


Заместителю начальника конструкторского отдела Юрию Арляпову 58 лет. Он работает в Ядерном центре не один десяток лет.

Арляпов участвовал в обучении по компетенции «Инженерный дизайн CAD», которое проводилось по международным стандартам WorldSkills на базе СФТИ НИЯУ МИФИ. Он познакомился с отечественной системой автоматизированного проектирования T-FLEX CAD, научился на ее базе разрабатывать 3D-модели деталей, оформлять чертежи, создавать трехмерные сборки, анимацию механизмов и фотореалистичное изображение. Юрий Алексеевич отметил, что изучение нового программного продукта позволило «встряхнуть» мозги и по-новому посмотреть на конструирование.

− Мы начинали с кульманов, линейки и карандаша, а за последние 35 лет произошел большой скачок в проектировании. Я 15 лет, как говорится, в руки шашек-то не брал, поэтому мне было сложнее, – отмечает он.
На вопрос о применении полученных знаний Юрий Арляпов подчеркнул, что, если бы он занимал должность инженера-конструктора, обязательно бы воспользовался новыми данными. Но информация, полученная во время обучения в СФТИ НИЯУ МИФИ, все равно будет востребована, только в другой работе. Как руководитель, он выступает в качестве эксперта, судьи на соревнованиях профмастерства во ВНИИТФ и ему в этом случае очень пригодится опыт сдачи демоэкзамена, проходившего в формате соревнований WorldSkills.

− Мы оказались в той шкуре, в которой находятся все участники подобных мероприятий, − в тех экстремальных условиях, когда нужно быстро сделать работу и проявить свои умения. «Я обязательно воспользуюсь этим опытом на ближайшем конкурсе профмастерства», —говорит Юрий Алексеевич.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА




Информация предоставлена департаментом коммуникаций WorldSkills Russia


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar