Меню Международное издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » 2020 » Май » 2

Как построить мост между работодателями и системой СПО, какие инструменты использовать и зачем это нужно?

Региональные кейсы взаимодействия образовательной системы и работодателей представили на ММСО-2020

Как построить мост между работодателями и системой СПО, какие инструменты использовать и зачем это нужно?

Ответы на эти вопросы и примеры успешного взаимодействия бизнеса и образовательных организаций представили участники пилотных проектов Базового центра подготовки кадров АНО НАРК из Ростовской и Иркутской областей.

Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров АНО НАРК выступила модератором панельной дискуссии, организованной Национальным агентством развития квалификаций в рамках деловой программы ММСО-2020.
Первым в разговор включился Денис Еремин, руководитель службы контроля качества, руководитель ЦОК в строительстве ЗАО «Южтехмонтаж» (Ростовская область). Он отметил, что компания старается создать как можно более широкий диапазон взаимодействия с колледжами и техникумами. – «Это участие в экспертизе рабочих практик и образовательных программ, разработка оценочных средств, стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения, а также совмещение независимой оценки квалификации (НОК) и аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и образования».

Лидия Демиденко, директор ЧОУ ДПО «Донской учебно-методический центр профессионального образования», отметила, что совмещение аттестации студентов с НОК - уникальный проект. Уже на первых этапах это дает возможность оценить уровень подготовки выпускников, их соответствие профессиональным стандартам. Ростовская область участвует в проекте третий год, и уже ощущаются системные эффекты. Опыт показывает, что работодатели готовы к взаимодействию в случае, если они могут реально влиять на качество подготовки.

Еще очень важна поддержка, а, может быть, и инициатива органов управления образованием. И Ростовской области с этим повезло, поэтому и проект активно развивается. В этом году независимую оценку квалификации будут проходить не только студенты, но и преподаватели, и мастера производственного обучения. Начать решили с парикмахеров. Понятно, что возник вопрос финансирования, но он быстро решился: по закону, заплатив за оценку работника, работодатель получит такой налоговый вычет, что оценка работников получится бесплатной.

Ольга Кондратьева, заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» акцентировала внимание на том, что современный рынок труда меняется кардинальным образом, и теперь молодому специалисту недостаточно обладать качественными знаниями в профессиональной деятельности, он должен уметь проектировать свое будущее, правильно расставлять приоритеты. С последним и возникают проблемы. «Основным барьером к эффективному трудоустройству выпускника является отсутствие навыков самоопределения на рынке труда, навыков проектирования и корректировки своих профессиональных устремлений и стратегии трудоустройства с учетом меняющихся обстоятельств, а также самопрезентации и собеседования при трудоустройстве. Многие имеют завышенную самооценку своего профессионально-квалификационного и завышенные зарплатные ожидания. Для решения этой задачи, для преподавателей и методистов колледжей и техникумов, в рамках проекта Национального агентства была разработана программа дисциплины «Конструктор карьеры».

Елена Евдокимова, руководитель отдела управления персоналом УК «Альянс Ресторанс», рассказала о 10-тилетнем опыте сотрудничества компании с Иркутским техникумом питания. Компания участвовала в разработке отраслевых профессиональных стандартов, а также в экспертизе оценочных средств для экзаменов в рамках проекта совмещения независимой оценки квалификации (НОК) и аттестации студентов.

Елена Евдокимова привела еще один успешный пример: «Наши шеф-повара начали лично проводить мастер-классы для студентов. Это полезно, с одной стороны, тем, что так мы присматриваемся к самым активным ребятам, чтобы пригласить их к себе на практику, а затем и на работу. С другой стороны - мы делимся своим опытом с преподавателями. Именно мы сталкиваемся с быстро меняющимися запросами гостей и последними трендами кухни, так как работаем «на передовой».

Тем не менее, в этом году многие компании столкнулись с ситуацией, когда предстоит активно перестраиваться всей отрасли. И в этой ситуации для ее скорейшей нормализации, необходимо объединение совместных усилий и представителей власти, и образовательных организаций, и работодателей.
«В жизни все меняется быстро и сегодняшняя ситуация тому пример. Мы три года боролись за выпускников, а сегодня они нам не нужны. Работы нет. И здесь важно помочь ребятам быстро перестроиться. Скорее всего, в ближайшее время они не смогут работать поварами. И надо искать другую работу, надо адаптироваться. И, наверное, «Конструктор карьеры» этому тоже должен учить», - подчеркнула Елена Евдокимова.

Анастасия Гетманская, начальник отдела среднего профессионального образования минобразования Иркутской области, отметила, что сегодня многие предприятия изменили режим работы или значительно снизили объемы производства. Она рассказала, что в регионах активно разрабатываются меры по содействию занятости населения, в котором задействованы все участники рынка труда.

«Все, что мы готовили для выпускников этого года, требует оперативной корректировки, на которую осталось менее двух месяцев. И многие учебные заведения уже начали эту работу. Будет актуализирован перечень предприятий, с которыми учебные заведения взаимодействуют. Сегодня уже фактически изменился тот набор компетенций, который требуется от работников на рабочем месте…, - рассказала Анастасия Гетманская. - В мае-июне будет запущен дистанционный курс «Конструктор карьеры», чтобы помочь выпускникам сориентироваться на рынке труда и найти рабочее место. Будет перестроена работа центров содействия трудоустройству выпускников, которые созданы в образовательных организациях. При необходимости можно будет пройти курсы профессиональной переподготовки».

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar