- 04.07.2020
- 3986 Просмотров
- Обсудить
Наше интернет-издание попросило прокомментировать данную ситуацию Генерального директора Национального агентства развития квалификаций, члена Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Александра Наумовича Лейбовича.
Александр Лейбович:
"В соответствии с законном об образовании, образовательные стандарты и программы среднего профессионального образования, высшего и дополнительного образования, профобучения должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Сегодня профессиональные стандарты охватывают большинство массовых и востребованных профессий и специальностей, но, пока, не на сто процентов. В последнем случае используются прямые срезы требований отдельных работодателей или устаревшие квалификационные справочники. Поэтому советы по профессиональным квалификациям вплотную занимаются разработкой профстандартов. Также есть постановление правительства, в соответствии с которым предложения, которые содержатся в спецификациях World Skills, рассматриваются отраслевыми советами и включаются в профессиональные стандарты.
То есть профессиональные стандарты, таким образом, вбирают в себя и требования работодателей, ну, и, естественно, международные требования, в том числе и те спецификации World Skills, которые существуют, если работодатель с ними согласен. Спорные случаи разрешает Минтруд России.
Сегодня в профессиональных образовательных организациях в качестве итоговой аттестации проводится демонстрационный экзамен, колледжи его проводят сами и включают в экзаменационные комиссии различных экспертов и по результатам сдачи экзамена присваивается квалификация выпускнику. По сути, это как бы внутренняя аттестация и значит, этот порядок, безусловно, не всегда соответствует на сегодняшний день международным практикам и требованиям работодателей, которые есть у нас в стране. В документах Минпросвещения России по демонстрационному экзамену отмечено, что задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом. Собственно, задания, разработанные на основе профессиональных стандартов и есть те задания, которые применяются при независимой оценке квалификаций в соответствии с 238-ФЗ.
Таким образом, использование одинаковых заданий (оценочных средств) при проведении демоэкзамена и при независимой оценке квалификации снимают все сущностные барьеры между этими процедурами и создает условия для их синхронизации. Остаются только организационно-технические моменты.
Понятно, что независимая оценка квалификаций является связующим звеном между образовательной системой и работодателями.
Когда, мы говорим о системе независимой оценки квалификации, то мы должны понимать, что она введена очень недавно и начала реально работать примерно 2-2,5 года. Это очень мало по нашим историческим меркам. Она сейчас охватывает все больше и больше отраслей, в которых она становится де факто или де юре обязательной. Мы сейчас работаем над тем, чтобы синхронизировать все эти процессы и снять многозадачность подходов к оценке квалификации. Есть решение Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям о том, чтобы Минтруд России во взаимодействии с образовательными ведомствами разработал комплексный подход к процессам присвоения квалификации в стране. В Минтруде России уже создана рабочая группа и в неё вошли представители нескольких ведомств. Группа была создана прямо перед пандемией, и фактически, еще реально не приступила к своим задачам, но, думаю, что она проведет в этом году необходимую работу и подготовит комплексные предложения по изменению законодательства для того, чтобы упорядочить все эти вопросы.
Этот процесс, собственно, идет, но он не может произойти одномоментно, потому что это затрагивает не только вопросы аттестации в колледжах, но и в вузах. В феврале президент России дал поручение провести пилотный проект по проведению независимых профессиональных экзаменов в вузах, это тоже следующий шаг в развитии независимой оценки квалификаций.
Что касается независимой оценки квалификации, то этот процесс координируется Национальным советом, Минтрудом и Национальным агентством развития квалификаций (АНО НАРК) как - основным оператором этой системы. Отраслевые советы по профессиональным квалификациям, в своих отраслях выполняют эту задачу вместе с центрами оценки квалификаций. Намечена тенденция к формированию многопрофильных центров оценки квалификаций, что существенно расширит доступность и снизит затраты на оценку квалификации. Некоторые отраслевые советы аккредитовали союз World Skills в качестве центра оценки квалификации и в этом отношении World Skills выполняет функцию центра оценки квалификации и, естественно, проводит независимую оценку квалификации по закрепленным за ним направлениям, это сделано, например, в сфере гостеприимства и еще в ряде других секторов.
Кроме того, АНО НАРК уже 2 года успешно ведет пилотный проект, в котором участвует 28 регионов, в рамках которого уже отработаны механизмы синхронизации, по сути, независимой оценки квалификации и демонстрационного экзамена так, чтобы выпускники колледжей получали свидетельство о квалификации и выходили на рынок труда полноценными специалистами.
В этом году мы подведем итоги пилотного проекта и результаты будут учтены в рамках комплексного решения по системе присвоения квалификации в нашей стране и проработки других нормативных актов для их синхронизации."
Ред. Пилотный проект АНО НАРК – это часть масштабной работы по внедрению инструментов Национальной системы квалификаций в практику образовательных организаций.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) – базовая организация Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, оператор системы Независимой оценки квалификаций; обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.