- 31.07.2020
- 7474 Просмотра
- Обсудить
Крупнейшая в России образовательная онлайн-платформа Учи.ру совместно с Vinci Agency провели исследование «Анализ трендов в школьном образовании в условиях пандемии». Это первое в своем роде исследование, которое отражает динамику 10 самых актуальных запросов к обучению за последние 3 месяца и дает представление об основных векторах развития отрасли.
Исследование содержит описание десяти трендов в школьном образовании, в отношении которых зафиксирован стремительный рост поисковых запросов во время пандемии в мире. Для каждого из них исследователи рассчитали сводный индекс силы, который демонстрирует интерес целевой аудитории.
«Весной 2020 года сфера образования пережила массовую цифровизацию. Все участники процесса получили трудный опыт действий в условиях неопределенности. Одновременно с выполнением неотложных задач по переходу в онлайн и решением технических вопросов отрасль вплотную подошла к системной переоценке подходов к обучению. Какие перемены будут самыми заметными? Никто пока не дал ответа на этот вопрос, и поэтому мы решили провести собственное исследование. Нам удалось показать, как меняется школьное образование во всех аспектах: начиная от инструментов организации процесса до методик обучения и статуса учителя. Это полезные инсайты для всех, кто имеет отношение к образованию», — Иван Себедаш, директор по продукту Учи.ру.
Анализ показал, что группа трендов по цифровизации образования обладает самым высоким средним индексом силы — 82 (далее индексы указаны в скобках).
Первый тренд этой группы «Zoom для школы» (86) демонстрирует быстро растущую потребность общества в различных платформах для видеоконференций и совместного обучения. Во многих странах разрабатываются единые цифровые системы для онлайн-обучения, и Россия не стала исключением. C переходом школ на дистанционный формат обучения Учи.ру запустила «Виртуальный класс» — сервис для видеоуроков, доступный в личном кабинете учителя и позволяющий проводить индивидуальные и групповые онлайн-уроки с видео, демонстрировать ученикам документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальные маркер и указку. По итогам мая 2020 более 110 тыс. учителей провели 810 тыс. уроков с помощью этого сервиса.
Параллельно растет еще один тренд — «Массовый открытый онлайн-курс» (77). За последние три месяца пользователи искали в интернете различные МООК чаще, чем за минувшие пять лет. Эта форма дистанционного обучения получила ведущую роль и в России. Только на Учи.ру количество зарегистрированных школьников выросло до 8 млн (половина учащихся в стране), а сама платформа по итогам апреля заняла 2 место в мире среди образовательных проектов и 11 место по посещаемости среди всех российских сайтов, по данным Similarweb.
Вторая группа трендов — «Вновь получившие популярность подходы к обучению» (48), которые стали актуальны во время коронавируса. В топ-3 самых сильных трендов этой группы вошли «обучение по запросу/ inquiry-based learning» (70), «мобильное обучение/m-learning» (57) и «гибкое обучение/flexible learning» (57). Все эти подходы предполагают более творческую и проактивную роль ученика и трансформацию учителя из лектора в мотиватора и коммуникатора. Также рост в этой группе трендов демонстрируют «Смешанное обучение/blended learning» (48), «Перевернутый класс/flipped classroom» (32) и STEAM-образование (24).
Группа трендов «Новая роль учителя» обладает средним индексом силы в 45 баллов. Она описывает, как в мире после пандемии профессия учителя, с одной стороны, сохранит свою актуальность, а с другой — поставит перед педагогами новые задачи по адаптации к цифровому миру. Тренд «Цифровой учитель/digital teacher» (52) говорит о растущем спросе на специалистов сферы образования с хорошей диджитал подготовкой. В России учителя в целом обладают цифровой грамотностью, при этом в освоении технологических инноваций есть потенциал для роста. Еще один тренд этой группы «Значимость учителей» (40) — показывает рост потребности в педагогах, престижа и статусности профессии.
«Нам было важно провести полномасштабное тренд-аналитическое исследование, в котором мы опирались как на западную объективную реальность растущего интереса целевой аудитории к тем или иным аспектам школьного образования, так и на российский опыт. Уникальная методика исследования, состоящая в расчете силы трендов, помогли составить объективную картину перемен в школьном образовании в период пандемии с наглядной демонстрацией изменений в ожиданиях общества», — Сооснователь Vinci Agency Мария Лапук.
Методика исследования
Исследование проводилось в мае 2020 года и включало в себя следующие этапы:
● Анализ исследований ведущих организаций в сфере образования, включая UNESCO и Open University, а также новостей и публикаций этой весны, посвященных изменениям в образовании. На основании анализа исследователи получили первичный перечень трендов.
● С помощью платформы Google Trends были отобраны те тренды, что показали интенсивный рост по поисковым запросам Google в мире.
● Для каждого из десяти трендов аналитики рассчитали сводный индекс силы по разработанному компаниями алгоритму.
С исследованием «Анализ трендов в школьном образовании в условиях пандемии» можно ознакомиться по ссылке: https://uchiru-static-files.s3.amazonaws.com/b2t/uchi_.pdf.
Пресс-служба Учи.ру
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.