Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2020 » Сентябрь » 2

Востребованность выпускников среднего профобразования на рынке труда

Что бы вы ни делали, вы должны делать это профессионально – на высоком уровне компетентности. Только компетентность вызывает доверие.
Мальцев О.В. академик УАН


Современный мир как космический корабль летит со сверхскоростью, особенно последние десятилетия. Компьютеризация пространства, разработка и создание новых программных продуктов, развитие искусственного интеллекта ведут к возникновению новых современных технологий и профессий. Согласно докладу ВЭФ и компании Strategy Partners «Будущее рабочих мест 2018» появятся новые профессии, такие как IT-медик, нанотехнолог, специалист по созданию виртуальной реальности, архитектор нейронных сетей, инженер роботизированных систем и другие.

Некоторые профессии уходят в прошлое, такие как машинистка, секретарь, библиотекарь, бухгалтер, телефонист и др. Современные тенденции в промышленных отраслях требуют от специалистов и современные компетенции.
Попробуем понять, что же важнее: hard skills - конкретные обязательные профессиональные навыки и умения, связанные с технологией трудовой деятельности, или soft skills – личностные качества, которые важны для коммуникации и взаимодействия с коллегами и клиентами.

Анализируя этапы своего профессионального опыта работы в образовательном учреждении, я могу с уверенностью сказать, насколько важны и значимы профессиональные качества, но не менее весомы личные качества работников. От того, насколько работник обладает способностью к критическому анализу, умению выявлять проблему и решать её, умению позитивно реагировать на инновации, умению находить подход к людям, умению решать проблему бесконфликтно, зависит работа всего коллектива в целом.

А если говорить о будущих профессиях, то ориентируясь на Атлас новых профессий, я бы выделила следующие soft skills:
- системное мышление;
- навыки межотраслевой коммуникации;
- работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач;
- мультиязычность и мультикультурность.

Обращаясь к профессиям и специальностям, на которых обучаются студенты нашего техникума, мы видим, что во всех отраслях существует изменения и прогресс: усовершенствуется труд строителя, который возможно в будущем будет строить здания с помощью 3D - принтера; металлурга, который должен уже сейчас обладать навыками работы с информационными технологиями, так как технологический процесс на алюминиевом заводе автоматизирован и управляется в большой степени с помощью компьютеров и программного обеспечения; электрика, работающего с оборудованием и электроприводами, процесс управления которыми требует знания программного обеспечения (программируемые аппараты и приборы, построение схем и чертежей в программах).

Современные тенденции профессий можно увидеть на чемпионатах Worldskills. Студенты, ориентируясь на международные требования по данной компетенции, демонстрируют полученные умения и навыки. После завершения образования проверка у выпускников умений и навыков должна осуществляться независимой комиссией на экзамене, где каждый студент должен продемонстрировать уровень сформированных профессиональных компетенций. Оценочные средства на сегодняшний день оценивают детально профессиональные навыки и умения, но успешной демонстрации способствуют и сформированные общие компетенции.

Мы, преподаватели, должны дать студентам такие умения и навыки, чтобы они были востребованы на рынке труда. Поэтому преподаватели должны в первую очередь обучаться и повышать свой профессиональный уровень, а также развивать надпрофессиональные навыки через общение и взаимодействие с коллегами на курсах повышения квалификации, личностные треннинги, вебинары. Наша задача, совершенствуясь и обучаясь новому, помочь студентам – будущим специалистам – приобрести такие навыки и умения, чтобы они были технически грамотными; способны к инновациям, саморазвитию; способны переориентироваться и осваивать новые виды деятельности, могли конкурировать с другими специалистами в профессии и быть востребованными на рынке труда.

Стриевич Л.В., преподаватель
ГАПОУ РХ «Саяногорский политехнический техникум»
Республика Хакасия
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar