- 08.11.2020
- 5273 Просмотра
- Обсудить
Александр Макаров, менеджер компетенции «Инженерия космических систем», эксперт VII Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2020, руководитель направления инженерии космических систем ГБПОУ Политехнический колледж им. Н. Н. Годовикова, преподаватель высшей квалификационной категории спецдисциплин, касающихся космической тематики, 47 лет.
- Александр, как давно вы в движении Ворлдскиллс?
- Я стоял у истоков компетенции «Инженерия космических систем», развивал ее, будучи корневым экспертом. Первый раз с этой компетенцией мы участвовали в финале национального чемпионата в 2016 году в Московской области – в Красногорске. Эта компетенция была выставочная. Совместно с частной космической компанией «Спутникс» мы выставили команды из Москвы и Московской области. Попробовали посмотреть, как студенты смогут справиться с комплексной задачей по проектированию малых космических аппаратов - искусственных спутников Земли. Справились они процентов на 60-70. И через полгода, к началу чемпионатного с учетом дисциплин, которые изучаются в среднем профессиональном образовании. Это конкурсное задание стало основой для регионального чемпионата того года.
Потом мы провели ряд региональных чемпионатов в Москве и Московской области, затем довел число участников до 5 регионов, через 2 года было уже 9 регионов-участников.
Начала развиваться категория 14-16 лет «юниоры», потом мы подключили школьников 10-12 и 12-14 лет и студентов вузов. И компетенция была впервые выставлена на чемпионат WorldSkills Hi-Tech среди юниорского направления в 2018 году.
В этом году удалось вывести на соревнования по нашей компетенции и работников предприятий. В августе прошел корпоративный чемпионат среди компаний «Роскосмос», было 7 команд, а призеры вышли на Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» и WorldSkills Hi-Tech. Участвовали НПО имени Лавочкина и Исследовательский центр Келдыша.
Мы активно утяжеляем модули, прорабатываем их детально, включаем новые блоки для дальнейшего развития компетенции, согласно профстандартам, развитию образования и цифровизации.
В этом году мы провели по компетенции ряд дистанционных мероприятий, несколько региональных чемпионатов, финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы», в детских центрах «Смена», «Океан» проходили обучающие мастер-классы, а также была организована смена со сдачей демонстрационного экзамена.
Для студентов и школьников мы открыли специализированный центр компетенций – на базе колледжа имени Годовикова в Москве и на площадке Государственного университета аэрокосмического приборостроения в Санкт-Петербурге. И в августе мы провели кэмп, обучающее мероприятие в международном формате. Участвовали Бразилия, Индия, Эквадор, Казахстан, Гана, Италия, Китай. Сейчас активно готовимся к чемпионату BRICS и надеемся, что выйдем в полном составе. Будет 2 команды от России, сборная Москвы и сборная России (по одному студенту из Санкт-Петербурга и Москвы).
- Расскажите немного о компетенции. Насколько она сложная?
- Степень сложности компетенции выше среднего. Она комплексная, поэтому это командная работа. Между тремя участниками распределяются роли: 3D-моделист-проектировщик, или инженер-конструктор, второе - программист, он числится как системный инженер, и инженер-схемотехник, он разрабатывает печатные платы, на нем разработка радиоэлектронного оборудования, спайка, монтаж. Втроем они выполняют также работу слесарей-сборщиков, это физическая сборка макета космического аппарата, с полунатурными испытаниями и техническими испытаниями в специальной зоне.
Процесс сборки контролируется экспертами, в условиях «чистой комнаты», с применением спецодежды – это антистатические халаты, перчатки, шапочки. И затем идут функциональные испытания.
- Какие навыки должны продемонстрировать участники соревнований?
- Они должны показать знания и навыки в 3D-моделировании, знание языков программирования С, С++, Python, знание радиоэлементной базы, схемотехники, проектирования печатных плат, изготовления деталей, умение работать на станках лазерной резки, 3D-печати. Ведь, помимо проектирования, они сами изготавливают части спутника на конкурсной площадке. То есть это полный цикл от момента проектирования до получения готовой модели.
- Как повлиял на проведение соревнований очно-дистанционный формат чемпионата?
- Для участников особенно ничего не поменялось. Некоторые моменты им пришлось детально прописывать на площадке, но при условии полной застройки площадки по инфраструктурному листу все происходило так же. Но нагрузка легла на плечи технических экспертов и оценивающих экспертов. Однако мы доказали, что можем справиться с любой ситуацией.
- Кто они - участники соревнований по компетенции «Инженерия космических систем»? Почему важно специалистам этой сферы участвовать в подобных соревнованиях?
- Если говорить о юниорах, то это дети с огромным потенциалом в части теоретических знаний. Дети, которые работают в направлении программирования, 3D-моделирования и электроники. Мы проводим обучающие мастер-классы, лекции, с демонстрацией работы космического аппарата, а затем школьники при содействии компатриотов могут участвовать в чемпионатах
А среди взрослых хорошие результаты показывают студенты вузов с кафедр программирования, электроники, автоматизации, спецдисциплин, таких, как устройство космических аппаратов, таких вузов, как МАИ, Университет имени Баумана, Технологический университет в Королеве, Государственный университет авиакосмического приборостроения, Дальневосточного федерального университета, Станкин. И, конечно, сотрудники предприятий, это их профиль и специализация, все это они осваивают у себя на рабочих местах.
- Что дает чемпионат WorldSkills Hi-Tech участникам и компаниям, которые они представляют?
- Прежде всего, это встречи, в любых форматах и возрастных группах. Обмен опытом между конкурсантами, экспертами. Второе – участники обычно узкоспециализированы, а тут им предлагают решить широкий спектр задач, попробовать себя в разных ролях. При этом идет полная поддержка и взаимозаменяемость. Если 3D-моделист не может справиться с частью задачи, он может подключить товарища по команде. Так же и в части программирования, и так далее. То есть это еще прокачка и своих навыков, и личностных навыков.
А для компаний важно, что специалисты научатся не просто решать конкретную задачу, прописанную до мелочей, а начинают мыслить, учатся решать проблему в сжатый период времени, ведь конкурсные задания намеренно выше возможностей конкурсантов. За время обучения и работы на площадке участники получают дополнительные знания и навыки. Компании получают прокачанных профессионалов.
- Как вы считаете, что ждет дальше вашу компетенцию, каков путь ее развития?
- Само по себе название компетенции – «Инженерия компьютерных систем» - было выбрано не случайно. Оно не подразумевает только спутникостроение. Это комплексный задел на будущее. Сама по себе инженерия включает в себя направления, касающиеся биологии, медицины, ракетостроения, двигателестроения, космической робототехники и др. Мы будем следовать направлению развития космонавтики в целом. Может быть, это будет развитие полезной нагрузки спутников, или разработки систем поддержания жизнеобеспечения или жизнедеятельности космонавтов, или же космического туризма, или исследований дальнего космоса.
Компетенция, может быть, узкоспециализированная, но на фоне возросшего интереса к космосу идет переформатирование школьников и студентов в этом направлении. Раньше даже убрали астрономию из образовательных программ, сейчас вернули эти предметы, может быть, мы вернем и свои утраченные позиции мирового господства в космосе. Мы видим, что школьники лет 5 назад и сейчас - это уже разные поколения. Интерес проявляют и к космонавтике, и вообще к освоению новых программ, к тяжелым программам. Школьники уже не боятся сложностей. Они хотят получить не облегченный набор знаний, а хотят углубляться в тему. И есть школы, которые помогают этому, а еще технопарки, кванториумы, – их работа тоже важна, и олимпиады, и выставочные центры. Идет всеобщая образовательная работа, в ближайшее время, уверен, мы увидим научно–технический прорыв в знаниях молодежи. А если это наложится на изобретение новых источников энергии, совершится скачок для изучения дальнего космоса. В этом поможет нам и создание лунных баз, таких программ по освоению лунной поверхности сейчас много. Грузовой корабль, запущенный с поверхности Луны, понесет в себе больше полезной нагрузки. На очереди следующий проект - создание международной космической станции, которая бы обращалась на околунной орбите вокруг Луны, а не Земли. Возможно, европейское сообщество придет к этому, и нам важно удержать позиции мирового лидера в космосе. И мы, как компетенция Ворлдскиллс, задействованная в образовании школьников и студентов, сыграем не последнюю роль.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.