- 20.12.2021
- 8206 Просмотров
- Обсудить
НСК – бренд, узнаваемый практически каждым участником системы подготовки кадров, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Современная НСК нацелена на решение задач повышения доступности квалифицированных кадров, эффективности и качества работы системы профессионального образования, создания условий для непрерывного обучения, профессионального и карьерного роста человека.
Для этого разработано почти полторы тысячи профессиональных стандартов. На их основе описано около 2700 профессиональных квалификаций. Разрабатываются оценочные средства, отраслевые рамки квалификации, развивается институт независимой оценки квалификации. Все сервисы НСК реализованы в цифре.
Организационную структуру НСК составляют Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, отраслевые советы по профессиональным квалификациям (в настоящее время их 40), центры оценки квалификации и экзаменационные площадки (около 1000), региональные координационные органы и методические центры. Оператором и методическим хабом системы является Национальное агентство развития квалификаций.
Порядок функционирования НСК закреплен законодательно.
Внедрение инструментов НСК в подготовку кадров – механизм развития взаимодействия бизнеса и образования, ориентированный на всех стейкхолдеров.
Для системы подготовки кадров это такие эффекты как:
• повышение качества образовательных программ;
• оптимизация затрат государства на подготовку кадров (распределение контрольных цифр приема с учетом качества подготовки);
• развитие непосредственного взаимодействия с работодателями с использованием языка профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификации обучающихся и выпускников.
Интересы работодателей связаны со следующими возможностями:
• формирования заказа на подготовку специалистов;
• повышения качества трудовых ресурсов;
• экономии на затратах, связанных с оценкой квалификации кандидатов и доучиванием персонала;
• формирования имиджа компании, в которой работают квалифицированные кадры.
Для молодых людей обучение по программам, разработанным на основе профессиональных стандартов и имеющим профессионально-общественную аккредитацию, а также успешное прохождение независимой оценки квалификации – возможность повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Кодекс строится на основе анализа лучших практик. Конструкция «кодекс и база данных лучших практик» удобна для организации тиражирования:
- кодекс определяет, что и на каких основаниях надо делать, дает рекомендации по внедрению лучших практик;
- база данных содержит примеры того, как это делается.
Демонстрация конкретных результатов использования в подготовке кадров инструментов НСК, развития механизмов взаимодействия бизнеса и образования позволяет организовать каналы распространения передового опыта, основанные на внутренней мотивации, когда практика или ее элементы для внедрения выбираются осознанно, с учетом особенностей организации и видения перспектив ее развития. Формирование внутренней мотивации нововведений – сложная задача, однако, если это происходит развитие становится устойчивым.
Таким образом, кодекс сформирован, прежде всего, как инструмент, облегчающий тиражирование лучших практик. Он может быть использован:
- для анализа проблемных зон и выявления точек роста, перспективных направлений развития системы подготовки кадров, в том числе корпоративной;
- для внедрения существующих кейсов и разработки собственных решений в области формального и неформального профессионального образования и обучения;
- для поиска партнеров в решении актуальных задач подготовки кадров, построения деловых контактов;
- для совершенствования нормативной правовой базы взаимодействия работодателей и образовательных организаций, применения инструментов НСК в подготовке кадров.
Кодекс не претендует на роль исчерпывающего руководства по применению инструментов НСК и развитию взаимодействия бизнеса и образования в подготовке кадров. Он будет пополняться новыми материалами по мере накопления опыта, развития базы данных лучших практик.
Актуальная версия кодекса включает следующие разделы:
1. Формирование инфраструктуры национальной системы квалификаций и взаимодействия бизнеса и образования в подготовке кадров на региональном уровне.
2. Профессиональная ориентация, поддержка трудоустройства, профессионального и карьерного развития обучающихся, молодых рабочих и специалистов.
3. Применение инструментов национальной системы квалификаций при разработке, реализации и оценке образовательных программ подготовки кадров.
4. Дуальное и целевое обучение.
5. Развитие наставничества на рабочем месте.
В каждом разделе Кодекса читатель найдет ответы на следующие вопросы:
- Что представляет собой предлагаемое решение, и чем оно может быть полезно?
- Как работает это решение, какие алгоритмы и способы достижения результата предполагает?
- Какие эффекты дает решение?
Во всех разделах приведены гиперссылки на описания конкретных практик, представленных в базе данных Национального агентства. Знакомство с ними поможет понять как общие подходы, одинаковые инструменты и механизмы используются в различном контексте, какова результативность их применения, оценить возможные риски и ограничения внедрения.
Кодекс может стать полезным как для специалистов, которые хотят познакомиться с успешными практиками и использовать в подготовке кадров новые решения, так и для тех, кто нацелен на усиление имеющегося арсенала средств. Ознакомиться с кодексом можно на сайте Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций.
Автор статьи: Клинк Ольга Фридриховна,
руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, кандидат педагогических наук
руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, кандидат педагогических наук
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.