- 10.02.2022
- 3165 Просмотров
- Обсудить
Из поколения в поколение передаются стереотипы и представления о том, какое поведение и эмоциональные реакции должны быть у мальчиков и девочек. Эти стереотипы формируют некие ожидания, поэтому девочка, предпочитающая машинки куклам, например, порой вызывает легкое недоумение, а иногда и желание окружающих приучить ее к более «типичным», «девчачьим» играм.
Хорошо ли это? Стоит ли одергивать детей, если нам кажется, что они испытывают радость от «мальчишеских» игр или расстраиваются «как девчонка»? Эксперт - Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" МГППУ рассказала обо всем по порядку.
Откуда берутся стереотипы?
Мы все живем в обществе и сталкиваемся с различными ожиданиями и стереотипами. Порой мы не осознаем, насколько рано они начинают формироваться. Так, гендерные стереотипы формируются уже с рождения: младенец попадает в комнату с преобладанием розовых или голубых оттенков, девочкам покупают плюшевые игрушки, мальчикам – машинки, даже общение строится в разном ключе с детьми разного пола.
Стереотипы и общество
В различных культурах есть свои способы выражения чувств, которые связаны с приемлемостью различных эмоций: есть табуированные переживания, а есть поощряемые, «правильные» и «неправильные» чувства. Так, страх, в том числе детский страх, будет всячески пресекаться в культуре, которая развивается в тяжелых для жизни условиях: нельзя бояться, когда нужно преодолевать трудности, ведь страх парализует. Женская ревность и особенно ее проявление вряд ли будет приветствоваться в культуре, где принято многоженство. Злость будет поощряться в ситуации агрессии, например, войны, но будет табуирована в тех обществах, где важны взаимопомощь, поддержка, соучастие.
«Неправильные» чувства?
Как мы уже отметили, общество диктует не только нормы общения и поведения для мальчиков и девочек, но и чувства, которые «следует» испытывать детям разных полов. Однако такую тенденцию едва ли можно назвать позитивной.
Эмоции – это не болезнь и не рудимент, а прекрасный, возникший в процессе эволюции механизм, который позволяет нам лучше ориентироваться в разных ситуациях.
Эмоции отражают значение для человека того или иного события. Например, удивление показывает, что мы столкнулись с чем-то новым, непривычным, неожиданным, оно заставляет нас присматриваться и прислушиваться, обратить на что-то особое внимание. Симпатия отражает желательные, важные для нас вещи, способствует сближению с другим. Злость говорит о том, что какие-то наши потребности не удовлетворены или о том, что мы встретились с препятствием на пути к их удовлетворению; она придает нам сил и побуждает искать пути преодоления препятствий.
Запреты и поощрения
Поощряя или запрещая чувства, семья и общество способствует формированию определенного характера ребенка. Однако важно помнить, что запретное никуда не исчезнет, а поощряемое легко становится неискренним, напускным. Например, если запрещать детям чувствовать злость, то она будет выражаться в интригах, сплетнях и других похожих способах. Если запрещать интерес ребенка, его любознательность к какой-то теме, то этот интерес начинает скрываться, обретает внутреннюю «тайную жизнь», а внешне человек становится безынициативным, скучающим.
Чрезмерное поощрение щедрости, настойчивые требования делиться с другими, не делают человека щедрым, зато приводят к легким обидам, не всегда осознаваемым: «Я столько делаю для них, а они неблагодарные!».
Эмоциональные стереотипы – это хорошо?
Любые эмоциональные стереотипы, будь то «мальчики не плачут» или «девочки не играют в войну» могут приводить к эмоциональным проблемам. Для здоровья и психологического благополучия ребенка эмоциональное воспитание должно включать различение, принятие чувств и поиск культурных способов их выражения.
Эксперт рекомендует
✔ В отношениях с ребенком следует принимать его эмоции – не осуждать и не запрещать их, а также учить ребенка распознавать их: «Тебе грустно, ведь ты заболел и плохо себя чувствуешь», «Ты злишься, потому что девочка забрала твою куклу?» и т.п. Помните, что называние и проговаривание проясняет ситуацию и способствует пониманию, позволяет ребенку лучше узнать себя и опираться на свои, а не чужие потребности.
✔ Если ребенок не выражает социально одобряемого (или ожидаемого) отношения к чему-либо не стоит ругать его или осуждать. Нужно понять его мотивацию – часто это отношение куда более осмысленно, чем может показаться на первый взгляд.
✔ Вместо того, чтобы побуждать ребенка прятать свои чувства или демонстрировать социально желательные, необходимо учить придавать им культурную форму и искать социально приемлемые пути удовлетворения потребностей. Показывайте это на своем примере – вместо того, чтобы ругать, можно так выразить свое раздражение: «Мне неприятно, что игрушки разбросаны, ты не мог бы их убрать?». Такое общение не сделает из ребенка послушного человека, который готов удовлетворить любую просьбу, зато обеспечит атмосферу уважения и доброжелательности, в которой приятно жить.
✔ Взрослый является образцом и транслятором любого опыта для ребенка. Важно уметь различать свои эмоции (отличать вину от стыда, злость от отвращения, волнение от страха и т.д.). Такое различение помогает ориентироваться на свои чувства, замечать потребности, которые за ними стоят, искать пути их удовлетворения.
✔ Важно также уметь отличать свои эмоции от чужих. Люди склонны приписывать свои состояния другим людям, в том числе, детям, что нередко порождает конфликтные ситуации.
Ирина Рябкова, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" МГППУ
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.