- 28.04.2022
- 2868 Просмотров
- Обсудить
Дети играют в куклы с давних времен – игрушечные фигурки существовали уже в Древнем мире. Жаль, что мы не можем доподлинно узнать о том, как именно играли тогда дети, какие сюжеты разыгрывали. Вероятно, игры древних мальчиков и девочек отражали ту реальность, в которой они жили.
Не так давно искусно изготовленные куклы были редкостью, поэтому дети играли с самоделками.
Неигрушечное общение
Кукла – особенная, «образная» игрушка, ведь только она сделана по образу человека. Поэтому кукла – своего рода отражение человека, она как бы «провоцирует» ребенка приписывать ей различные психические проявления: чувства, мысли, намерения, и др.
Такой игровой опыт открывает ребенку психический мир, а значит, приводит к самосознанию.
Гораздо реже такую задачу выполняют другие игрушки, такие как домики, посудка, машинки.
Куклы сами по себе никак не влияют на социальные навыки – на развитие ребенка влияет именно деятельность, а не сам по себе предмет, - рассказывает эксперт - Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы «Игра и детство» факультета "Психология образования" МГППУ.
Почему игра в куклы способствует развитию социальных навыков? Как это происходит?
В исследовании С. Хашми и др., было показано, что зоны мозга, отвечающие за эмпатию, активизируются при любой совместной деятельности со взрослым. Не имеет значения, какая это игра – сюжетная или логическая, важна совместная активность. То есть для развития эмпатии нужно взаимодействовать с людьми.
Когда ребенок играет один, те же зоны мозга активизируются в игре с куклами. В одиночной игре с другими игрушками, которые он не одушевляет, эти зоны мозга неактивны.
Как игра с куклой помогает развивать психическую устойчивость ребенка?
Сегодня мы много говорим о том, как помочь себе и детям справляться с тревогой, беспокойством, страхом и другими отрицательными переживаниями. Игра с куклами является отличным способом помощи детям, испытывающим стресс, фрустрацию и другие тяжелые эмоциональные состояния.
В игре ребенок всегда проживает все, что его интересует или волнует. Игра с «образной» игрушкой позволяет ребенку лучше разобраться в волнующих вопросах. Конечно, сознательно дети не ставят себе такую задачу, однако, чем больше они играют в те или иные игры, тем более компетентными становятся в тех или иных областях жизни. Игрушки могут помогать им в этом важном деле.
Игры с любыми видами кукол – это игры с социальными смыслами, ведь эти игрушки представляют собой образ человека или другого существа, обладающего психической, а не только физической жизнью. В такой игре ребенок сталкивается с проживанием различных социальных ситуаций, эмоционально реагирует на них, учится их понимать, как-то к ним относиться и действовать наилучшим образом. Благодаря этому, развивается эмоциональная саморегуляция ребенка, которая является основой психической устойчивости человека.
Рекомендации
• Среди детских игрушек обязательно должны быть "образные" игрушки – различные персонажи игры. Например, куклы, мягкие игрушки, маленькие фигурки и куколки, и др. Такие игрушки способствуют обыгрыванию социального опыта, приобретаемого ребенком, что приводит к развитию эмпатии и рефлексии;
• Желательно, чтобы среди кукол были и мальчики, и девочки. Здорово, если образные игрушки различаются: ребенок не должен играть только с Барби или только с пупсами;
• Мальчикам образные игрушки нужны не меньше, чем девочкам. Мальчики тоже нуждаются в обыгрывании социального опыта для лучшего понимания себя и других людей;
• Не стоит заставлять детей играть в куклы, даже девочек. Дети самостоятельно выбирают игрушки, - это важная часть их идентичности, прямо связанная с формированием воли и личной инициативы. Некоторым детям больше нравятся мягкие игрушки, другим – маленькие фигурки для режиссерской игры. Иногда дети самостоятельно конструируют себе образные игрушки из подручных материалов и какое-то время играют с ними. Главное, чтобы у ребенка был опыт такой игры.
• Играйте с образными игрушками вместе с ребенком. Это замечательная возможность лучше узнать своего ребенка и даже самого себя. Также это позволяет провести время вместе и передать ребенку такие способы общения, о которых он пока не знает. Совместная игра является прекрасным средством передачи культурного и социального опыта.
Играя с детьми в «образные» игрушки, придавая им характер и наделяя их различными эмоциональными состояниями, мы способствуем эмоциональному и социальному развитию своих детей, а также укреплению их психологического здоровья.
Московский государственный психолого-педагогический университет mgppu.ru