Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2022 » Июнь » 26

Мастера Приволжья: каким будет кластер «Профессионалитета» на юге России

В промышленности и образовательной среде на протяжении нескольких лет активно идет дискуссия о востребованности специалистов, которых выпускают средние специальные и высшие учебные заведения. Споры касаются актуальности учебных программ, технической базы для обучения, участия бизнеса в образовательном процессе, условиях труда и, главное, престиже рабочих профессий.

Правительство просто обязано было вмешаться в эту дискуссию, и это произошло. В этом году 20 июня стартовали первые приемные кампании в рамках проекта «Профессионалитет» — совместной подготовки специалистов силами предпринимателей и образовательных учреждений. Что эти перемены дают колледжам и предприятиям, порталу национальныепроекты.рф рассказала заместитель генерального директора «Трубной металлургической компании» (ТМК) по управлению персоналом, директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина.


Заместитель генерального директора «Трубной металлургической компании» (ТМК) по управлению персоналом, директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина


Зачем потребовалось придумывать «Профессионалитет»?

Абсолютное большинство компаний заинтересованы в сотрудниках, обладающих той или иной квалификацией и опытом в профессии. Но вчерашнему студенту набраться опыта негде. Некоторые студенты проходят стажировки или производственную практику на предприятиях, другие, чтобы получить хотя бы какой-то опыт трудовой деятельности, находят в месяцы летних каникул работу не по своей специальности. Несомненно, и то и другое является преимуществом при приеме на работу, однако не решает проблему полностью.

«Профессионалитет» поможет перезапустить систему профессионального образования и готовить качественные кадры под запрос бизнеса. Воспользоваться возможностями этого образовательного проекта смогут 150 тысяч студентов в 42 регионах России. Ожидается, что «Профессионалитет» позволит выстроить новую отраслевую модель подготовки кадров, соответствующую запросам рынка труда. Мы в ТМК сразу приняли решение поддержать проект, участвовали в его общественных обсуждениях и содействовали тому, чтобы он был максимально ориентирован на практику и эффективен. В этом году к «Профессионалитету» присоединились четыре предприятия ТМК — Синарский и Северский трубные заводы, расположенные в Каменске-Уральском и Полевском Свердловской области, Волжский трубный завод из одноименного города в Волгоградской области, а также Орский машиностроительный завод, находящийся в городе Орске Оренбургской области. Участие компании в проекте курирует Корпоративный университет ТМК2U — благодаря такой координации в рамках «Профессионалитета» мы сможем использовать собственные компетенции и солидный опыт по подготовке персонала и повышению квалификации, а также обеспечим знакомство и интеграцию молодых специалистов в бизнес-процессы и корпоративную культуру ТМК.

Как будет организован кластер при поддержке ТМК?

Поясню, как работает программа. Между регионом, предприятием и колледжем заключается соглашение о партнерском взаимодействии. Предприятие и учебное заведение представляют так называемый образовательно-производственный кластер. Проект финансируется из федерального и регионального бюджетов, а также из средств предприятия-участника программы. В 2022 году на эти цели ТМК направит 80 млн руб. Заводы ТМК, наряду с другими потенциальными работодателями, ежегодно формируют запрос на подготовку специалистов с определенным набором компетенций и квалификаций. Учебное учреждение-партнер конструирует программу под конкретный запрос, разрабатывает для нее методологические материалы и готовит мастеров-преподавателей.

В проекте «Профессионалитет» мы видим несколько возможностей. Первая — это уйти от парадигмы «забудьте, чему вас учили в техникуме, у нас здесь все по-другому». Большую часть образовательного процесса занимают практические занятия. Практика организована в мастерских предприятия, а также в лабораториях на базе техникума, где специально под «Профессионалитет» будет значительно усовершенствована материально-техническая база. За обучающимися закреплены наставники — эксперты в предметной области, в роли которых выступают сотрудники предприятия. Так, у каждого будущего сотрудника еще со студенческой скамьи появляется «свой» человек на заводе, который его сопровождает, помогает, направляет и, в зависимости от уровня подготовки, корректирует программу. Кадровый состав образовательно-производственного кластера проходит обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта, и полностью отвечает текущим запросам работодателей и современной экономики.

Экономика и технологии развиваются стремительно, и за время учебы уже может произойти смена технологического уклада. Чтобы успеть передать сотруднику все необходимые и при этом актуальные знания, нужно сделать обучение более интенсивным и коротким по времени.

Поэтому обучение по программе «Профессионалитет» сократится и составит не более двух лет на базе среднего общего образования — для выпускников 11-х классов, и не более трех лет на базе основного общего образования — для девятиклассников

Это будет достигнуто за счет внедрения новых образовательных технологий и модульного подхода — конструктора программ и гибридных механизмов обучения. Т.е. здесь мы активно внедряем систему дуального образования, когда специалист получает теоретические знания в рамках колледжа, и практические — на базе научно-исследовательских и испытательных лабораторий. Мы уверены, что подобный подход позволит сформировать образовательную среду для более легкой адаптации студентов к корпоративной культуре работодателя и будет способствовать приобретению ими необходимых профессиональных навыков с первого года обучения.


В связке с каждым производственным предприятием готовить квалифицированных специалистов будет профильный техникум или колледж, выпускающий кадры для крупных производственных предприятий области. Партнером Волжского трубного завода стал Волжский политехнический техникум. Орский машиностроительный завод выступил заказчиком студентов Орского технического техникума имени А. И. Стеценко, Северский трубный завод сформировал образовательный кластер совместно с Полевским многопрофильным техникумом им. В. И. Назарова, а партнером Синарского трубного завода стал Каменск-Уральский политехнический колледж. Обучаться по программам будут 375 студентов. Очень важно, что ключевым результатом проекта является трудоустройство ребят-выпускников на уровне не менее 85%. Это означает, что проблема дефицита кадров по ключевым рабочим профессиям на предприятиях будет решена.

Несмотря на то, что проект стартует с началом нового учебного года, ТМК уже начала знакомиться со своими воспитанниками. 16 апреля четыре производственных предприятия, участвующие в программе, провели Единый день открытых дверей в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Более 500 студентов и абитуриентов профильных техникумов узнали о требованиях к обучению по программе, а также познакомились с условиями труда на предприятиях, поучаствовали в мастер-классах и профессиональных пробах и задали интересующие вопросы работодателям напрямую.

Кому выгоден Формат «Профессионалитет»?

На мой взгляд, у федерального проекта «Профессионалитет» большое будущее и он, несомненно, выйдет за рамки эксперимента. Помимо основных целей программы, проект способен решить еще множество важных задач.

Во-первых, он выступает мотивирующим фактором для молодого, активного населения оставаться на своей малой родине. Во-вторых, дает возможность студентам планировать будущее на годы вперед и предоставляет гарантию трудоустройства после обучения. Наконец, участие в программе — это максимальное погружение в профессию и начало карьеры по привлекательному профилю еще на этапе обучения в ссузе.

ТМК также получит свой бонус от участия в «Профессионалитете», ведь нам так важно вовлекать в свою орбиту талантливых молодых людей и совместно с ними расти и развиваться. Наукой доказано, что на этапе обучения у человека сохраняется максимально широкий кругозор и высокая способность к критическому мышлению. Добавим к этому приобретенные под нужды предприятия профессиональные навыки и ключевые умения — и практически идеальный работник готов. А далее все зависит от самого сотрудника — для построения карьеры, роста и развития в ТМК созданы максимально комфортные условия.

Развитие системы среднего профессионального образования является одним из приоритетов нацпроекта «Образование». Он предполагает, например, оснащение более 5 тыс. мастерских современными станками и инструментами.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar