Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2022 » Июль » 18

Виктория Белякова: Всегда можно найти возможности для развития, главное – не сидеть на месте, а действовать!

«Всегда можно найти возможности для развития, главное – не сидеть на месте, а действовать!» – директор МАОУ Гимназия № 32 (г. Калининград) Виктория Белякова об опыте внедрения профильного обучения.

Более 10 лет в России происходит перераспределение потоков абитуриентов между вузами и колледжами в пользу последних: все больше школьников предъявляют спрос на среднее профессиональное образование. Профильное обучение в школе часто определяет выбор выпускников. При открытии профильных направлений у руководителя образовательной организации возникает множество вопросов. Как подготовить педагогов? Как организовать сетевое взаимодействие и коммуницировать с родителями? Где найти средства на дополнительные программы обучения сотрудников? И главное: как эффективно и безболезненно внедрить профиль, существенно не сокращая ресурсов школы?

МАОУ Гимназия № 32 (г. Калининград) в течение 7 лет является базовой ресурсной площадкой БФУ имени И. Канта по ранней профориентации, самоопределению и социализации школьников. Мы попросили директора школы Викторию Белякову поделиться опытом внедрения социально-экономического профильного обучения и открытия предпринимательских классов.

Как давно в вашей гимназии открыт социально-экономический профиль? Каковы предпосылки его создания?

Мы живем в то время, когда внешние обстоятельства требуют гибкости и внедрения новых подходов во всех сферах, в том числе в образовании. Более 15 лет в нашей гимназии функционирует предпрофильное образование. Наша задача – научить молодежь смотреть вперед, выстраивать бизнес-процессы, управлять ими, поднимать экономику нашей страны и выводить ее на новый уровень. Поэтому социально-экономическое направление – одно из наиболее важных сейчас, как нам кажется, ведь именно мы растим кадры для цифровой экономики, новый класс общества. Уже с начальной школы наши ученики активно погружаются в мир профессий, чтобы период социальных детских проб прошел максимально эффективно. Ребята должны выработать особый тип мышления – свободного и гибкого, развить навыки soft skills, критического мышления, а это – время.

Почему решили открыть предпринимательские классы?

В этом году наша гимназия принимает участие в федеральном проекте «Предпринимательский класс», оператором которого является компания «Атлас Коммуникации». Для открытия классов сложилось несколько факторов.

Во-первых, Калининград немного обособлен от России: есть проблемы и с логистикой, и доставкой товаров. Поэтому в регионе особенно активно должно развиваться предпринимательство.

Во-вторых, у нас есть очевидный дефицит маркетинговых коммуникаций, продвижения и реализации стартапов. Считаем, что необходимо знакомить детей с людьми, которые креативно и неоднозначно мыслят, успешно продвигают свой бизнес и не боятся рисковать. Процесс оправданности рисков очень важен к осознанию ребенком, который собирается заняться предпринимательством в будущем.

В-третьих, мы отмечаем важность взаимодействия с бизнес-сообществами. Обучение предпринимательству – это не только курсы по финансовой грамотности, как многие считают, но и серьезное погружение в многоэтапный и очень интересный процесс.

Поэтому участие в федеральном проекте «Предпринимательский класс» позволяет решить сразу много вопросов и закрыть пробелы. Так, участвуя в проекте, школа получает полную методическую и организационную поддержку на всех этапах. В пакет уже входят готовые программы и методические материалы профильных предметов и элективов; методическое сопровождение, коммуникация с вузами и бизнес-сообществом; полная дорожная карта проекта; курсы повышения квалификации для педагогов. Это очень удобно!

Как провести отбор педагогов для преподавания в новом профиле?

Я могу сказать одно: ни в коем случае нельзя заставлять людей заниматься тем, чего они делать не хотят. Сначала нужно выявить желающих, а затем поговорить с ними о возможных бонусах. И тогда желающие заявят о себе! Работать надо однозначно со своими педагогами, а не с привлеченными специалистами. Это надежнее, а также усиливает внутренние коммуникации в коллективе и личностное развитие педагогов. При открытии предпринимательского класса руководству школы важно понимать, что такой проект подразумевает не только введение отдельных дополнительных предметов, но и серьезную и комплексную работу классного руководителя. Так, из 34 часов классного руководства минимум 5 должно быть посвящено профориентации. Здесь важно, чтобы в программе были представлены не только предпринимательство, но и все смежные профессии, касающиеся оптимизации бизнеса. Например, в этой программе ребенок может попробовать себя в профессии пиар-менеджера, креатора, маркетолога и потом сделать осознанный выбор вуза.
Нужно давать детям широкое представление о мире профессий, связанных с бизнес-направлением. Нет ничего хуже, чем формальное существование профиля.

Как подготовить и мотивировать учителей на преподавание в предпринимательских классах?

Прежде всего необходимо этих учителей найти. Я бы порекомендовала посмотреть на преподавателей смежных дисциплин: математики, обществознания, истории. Учителям этих предметов будет проще переключиться на предпринимательскую направленность.

Также можно мотивировать педагогов материально, в этом нам помог грант. Есть и нематериальные способы стимулирования: удобное расписание, лучший кабинет, помощь в предоставлении документов на какой-то конкурс и другие.

Также важно проводить неформальные встречи с педагогами, объяснять им ценность данного направления простыми словами. Большинство учителей готовы развиваться, нужно только их грамотно направить! Есть управленческая ошибка: слишком демократичный подход, когда педагог выбирает только тот курс, который соответствует его интересам и его траектории развития. Поэтому мы начинаем любую работу с серьезного анализа, с выявления дефицитов и определения педагогической задачи, которую массово решаем и продвигаем по школе. Например, заказываем цикл полезных семинаров, консультаций и т. д. То есть весь коллектив начинает работать на устранение того или иного дефицита. Так у нас произошло и с курсами по финграмотности. Еще раз повторюсь, что профориентация, предпринимательство должны реализовываться при тесном взаимодействии с классным руководителем.

Как проходит работа с родителями?

Мы тесно взаимодействуем с родителями и подключаем их к процессу обучения. В предпринимательских классах обязательно организовываем встречи детей с родителями-бизнесменами. Так, отец одного нашего ученика, соучредитель аграрной фирмы, по нашему приглашению приехал в лагерь на встречу с детьми, где рассказал о своей профессии и бизнесе. Детям это очень понравилось. А в следующий раз бизнесмен угостил весь лагерь сырками собственного производства. Дети не просто попробовали угощение, но и придумали различные варианты рекламы по продвижению этого продукта.

Родительское сообщество очень отзывчивое, и при грамотной коммуникации это огромная помощь любой школе. Поэтому в начале года мы проводим большую родительскую конференцию с выступлением членов администрации, кураторов проекта, которые подробно рассказывают о будущих планах по работе в этих направлениях. В конце встреч мы всегда просим родителей поделиться возникшими идеями.

Где руководителю найти средства на открытие профильных классов?

Гранты – отличная возможность дополнительного финансирования. Просто сидеть и жаловаться на то, что нет денег – это пассивная, инфантильная позиция. В этом году я подала заявки на участие в 15 грантах и выиграла только три. Участвуйте, стучите – и вам откроется!

Когда мы создаем образовательные среды, то привлекаем все возможные для этого ресурсы: организации, молодежные бизнес-центры, частные компании и даже библиотеки. С их помощью наши дети бесплатно посещают профильные лагеря и различные мастер-классы. Мы сотрудничаем с ДЮЦами: это дает возможность ребятам принимать участие в клубах предпринимателей, изобретателей и других секциях.

Нужно не стоять на месте, а искать ресурсы извне. Многие организации будут рады сотрудничеству. Также любой руководитель должен наладить работу со своим муниципалитетом, вносить свои предложения. В нашей области очень сильная педагогическая ассоциация. С ее помощью можно влиять на различные процессы, вносить интересные предложения.

Всегда можно найти возможности. Главное – не сидеть на месте, а действовать!


Атлас Коммуникации
Предпринимательские классы
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar