- 13.01.2023
- 2298 Просмотров
- Обсудить
Прежде всего исследователи нарисовали портрет «белой вороны». Типичный 11-классник, идущий в колледж — это ученик со средней успеваемостью, выходец из семьи с невысоким социально-экономическим статусом. Но от обычного контингента СПО он отличается не только этим: «Выбравшие колледж после 9 класса воспринимают этот шаг как выход во взрослую жизнь, а сам колледж — как институт взросления, обеспечивающий ускоренный выход на рынок труда. К одиннадцатиклассникам, поступившим в колледж, нарратив ускоренного взросления неприменим... По большинству характеристик они ближе к контингенту студентов неселективных университетов, чем к массе обучающихся в СПО». Иными словами, в колледж после полной школы чаще попадают те, кто плывет по течению. Но почему их стало «заплывать» так много? На этот вопрос искали ответ на основе интервью с 31 студентами колледжей.
Как правило, за выбором колледжа стояло то, что названо «неслучившейся социальной мобильностью»: большинство респондентов планировали поступать в вуз, но что-то им помешало (например, неудача на ЕГЭ). Почти все они показали отсутствие внятной стратегии выбора вуза и поступления в него. Однако при этом для выходцев из более образованных семей путь в колледж оказался совсем уж вынужденной мерой, а те, у чьих родителей нет высшего образования, изначально рассматривали это как «план Б». Примерно так же респонденты поделились на тех, кто планирует продолжать образование в вузе и тех, кому будет достаточно диплома колледжа. В этих различиях исследователи увидели признаки воспроизводства социального неравенства в семьях.
Ряд причин все-таки связан с системой образования, в том числе с экономическими факторами — сжатием сегмента филиалов вузов, заочного образования, количества бюджетных мест на популярных специальностях. Для многих из бедных семей разница между стоимостью коммерческого обучения в вузах и колледжах стала критической.
Еще одна важная причина: между высшим образованием и СПО появились зоны, где граница становится тоньше. «Это сервисные, креативные специальности, «мягкие» профессии — те, в которых диплом все в меньшей степени выполняет роль фильтра, а реальным критерием отбора являются конкретные профессиональные навыки. Флагманом этого движения стали специальности в области информационных технологий и иные цифровые профессии, спрос на которые со стороны рынка труда бурно растет», — сказано в исследовании. Здесь вузы начали терять монополию: абитуриенты стали рассматривать колледж как возможность получить такие профессии быстрее и дешевле. Эти профессии становятся все популярнее, а в условиях, когда доступность высшего образования снижается, колледжи могут составить серьезную конкуренцию вузам.
Прочитать статью «Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?» можно здесь
Институт образования участвует в реализации стратегического проекта ВШЭ «Неравенство».
Подготовлено при участии Константина Горчакова
Источник: ioe.hse.ru
Подготовлено при участии Константина Горчакова
Источник: ioe.hse.ru
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.