- 20.01.2023
- 1248 Просмотров
- Обсудить
Наталья Жожикашвили и студенты-психологи провели исследования с помощью ЭЭГ. 65 испытуемых получали интеллектуальные задачи разной степени сложности. На экране появлялись разные комбинации букв, которые надо было запомнить, удерживать в памяти, пока экран оставался пустым, затем — увидев новую комбинацию, определять, какие ее элементы уже были раньше. Эти комбинации достигали 15 знаков. Измерялись показатели активности мозга, связанной с кодированием информации (десинхронизация теменного альфа-ритма), удержанием информации (синхронизации теменного альфа-ритма и фронтального тета-ритма), извлечением информации из рабочей памяти (десинхронизация альфа-ритма). Также испытуемые отвечали на вопросы различных психологических опросников. «Полученные результаты позволяют выделить психологические характеристики, влияющие на усилие, вложенное в процессы кодирования информации в рабочую, удержания информации в рабочей памяти и извлечения информации из рабочей памяти», — отмечено в отчете.
По результатам эксперимента выяснилось, что стремление к когнитивной нагрузке (любопытство, любовь к интеллектуальной деятельности) не влияло на результаты. Как и уровень интеллекта. Серьезное влияние оказал только такой фактор, как «Устойчивость», отражающий, в первую очередь, ментальную устойчивость личности, а также жизнестойкость, мотивацию к достижению, уверенность в своих силах, низкий уровень тревоги. Этот фактор «приводит к пониженному усилию в ситуации чрезвычайно высокой сложности задачи. Испытуемые с повышенной устойчивостью, таким образом, демонстрировали планомерное повышение усилия с усложнением задачи... Устойчивость не улучшала выполнение задачи, но позволяла испытуемым сохранить когнитивные ресурсы и не тратить усилие «впустую».
Такой результат можно интерпретировать как способность человека избежать ненужных затрат ограниченных когнитивных ресурсов, сохранить их для других задач и предотвратить их истощение. Такая экономия усилия предотвращает умственное перенапряжение и последующее ментальное утомление человека, приводящее к снижению внимания, дефициту рабочей памяти, понижению продуктивности когнитивной деятельности — а в перспективе и к выгоранию.
Автор исследования дает восемь советов — как развивать устойчивость. Их могут использовать родители, образовательные организации, работодатели, а также сам человек
1. Отсутствие властного и напористого требования развития и успехов ребенка от родителей. Вера в его способности.
2. Окружение успешными и самоуверенными людьми (преподавателями, учителями, тьюторами), которые могут служить вдохновляющим примером.
3. Порционное обучение ребенка/студента/работника. Небольшие усваиваемые шаги в обучении в начале обучения/карьеры. Постепенное усложнение, увеличение вызовов.
4. Организация процесса учебы или работы таким образом, чтобы человек наблюдал свои успехи и получал поощрения. Особенно это важно в начале обучения/карьеры.
5. Отсутствие сомнения в способностях ученика/работника.
6. Такая организация процесса учебы, работы, которая включает элемент соревнования.
7. Наличие коуча или преподавателя/начальника, умеющего мотивировать.
8. Создание возможности самостоятельно решать проблемы и принимать на себя ответственность.
Источник: stratpro.hse.ru
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.