- 15.04.2023
- 1395 Просмотров
- Обсудить
Сто лет назад Макаренко работал с малолетними преступниками — так тогда вполне официально, без лишней дипломатии, называли проблемных детей. Чуть позже в словаре педагогики появляется термин «трудные подростки», и, кажется, до сих пор не ясно, для кого они несут трудности. По итогам дискуссии на вторничном семинаре Инобра можно сделать вывод, что в первую очередь для взрослых: те специалисты школы, которые работают с проблемным контингентом, часто испытывают растерянность, страх отступить от инструкции и одиночество.
«Пьют по праздникам, воруют редко»
Статистика, которую привели сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Мария Новикова и Ольга Дымарская, могла бы напомнить поговорку про семь нянек. С одной стороны, этой проблемой в школе занимаются многие: от психологов и социальных педагогов — до советников по воспитательной работе (эта должность только что появилась в законодательстве). С другой стороны, в реальности школы испытывают кадровый голод: так, на одного психолога приходится от 148 до 882 детей, и скорее всего, этот дефицит будет расти.
В исследовании приняли участие почти 4 тысячи респондентов — работников школ. Выделив 18 типов «трудного» поведения, ученые пытались понять, как насколько они распространены в глазах специалистов, как на них реагируют педагоги, каковы дефициты.
Вот как выглядит трудное поведение глазами специалистов школы: чаще всего встречаются нарушение дисциплины, ложь, сквернословие. Менее часто: прогулы, агрессия, употребление алкоголя, курение. Реже: буллинг, компьютерная и интернет-зависимость, воровство. Совсем редко: склонность к суициду, асоциальное поведение" - Дымарская Ольга Яковлевна, ведущий научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
С точки зрения педагогов, к большинству из этих нарушений гораздо более склонны юноши. Для девушек более характерны лишь трудности, связанные с пищевым поведением, суицидальные настроения и еще некоторые особенности.
"То есть, матерятся повседневно, пьют по праздникам, а воруют не так часто. Остальное, скорее всего, учителя предпочитают не замечать как более табуированные проблемы, это видно по скромной позиции буллинга в «рейтинге». Есть страх: если замечу, это будет моя проблема, зона ответственности. Буду или не видеть, или делать всё строго по инструкции: это форма отстранения" - Обухов Алексей Сергеевич, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Не стреляйте в педагога — он играет, как умеет
Работу с трудностями поведения изучили, разделив на несколько этапов. На первом этапе специалист должен получить информацию: о некоторых типах поведения (таких, как самоповреждения, сексуализированное поведение, суицидальные намерения) узнать довольно трудно, разве что от самого ребенка. Другой источник — родители, и здесь педагоги жалуются на три основные проблемы: неуважение к школе, невовлеченность из-за занятости, нехватка компетенций («Я не знаю, что с ним сделать»). По словам Марии Новиковой, большую часть проблем взаимодействия с родителями можно решить, используя эффективные алгоритмы выстраивания коммуникации, в том числе, заранее определив частоту и содержание таких контактов.
Дальше педагог должен обратиться к регламенту, инструкциям, если они есть. В целом практики не очень довольны этими документами. Это приводит к тому, что у специалистов ощущение, будто они остались с проблемой один на один.
"30% информантов считают неэффективными регламенты по работе с детской ложью, 25% — инструкции в связи с зависимостью от компьютеров, 28% — документы, связанные с расстройством пищевого поведения. Регламенты часто слишком формальны, а степень обобщения в них настолько высока, что педагогу непонятно, как реагировать на конкретную ситуацию" - Новикова Мария Александровна, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Такие образом, практики работы школы отличаются высокой степенью формализации, подходы педагогов не всегда адекватны. Для правильной реакции на «трудное» поведение нужен высокий уровень неформального взаимодействия и вовлеченности всех сторон, а это бывает редко. В итоге педагог в одиночку пытается решить проблему тем методом, который ему известен — «Справляюсь, как могу».
«Девочки — в роддом, мальчики — в тюрьму!»
В специальных учебных заведениях свои проблемы: их изучила Ирина Лисовская из Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. В поле ее зрения попали как заведения открытого типа (то есть из них можно выйти на улицу, в отличие от тех, куда подростков запирают по решению суда), так и так называемые «коррекционные школы седьмого вида». Она обратила внимание на размытость критериев перевода в такие заведения — бывает трудно разграничить трудности поведения и конфликт с законом.
Несколько разных кейсов различались, в том числе, степенью свободы и интеграции подростков в город. Где-то администрация это поощряет, убеждая клубы и секции принять ее учеников — часто встречаются с сопротивлением и стигматизацией воспитанников. Где-то выходы за территорию не приветствуются, хотя формально и не запрещены, но какие бы усилия ни прикладывала такая школа, все решая за ученика, там ощущается явный дефицит инициативы самих подростков.
Один из кейсов интересен тем, что школа стала коррекционной, сохранив коллектив, доставшийся «в наследство» от обычной. Педагоги, не имея специальной подготовки, показывают себя не лучшим образом.
"Логика учителей такая: раньше будущим наших выпускников был университет, сейчас — беременность для девочек, тюрьма для мальчиков. Не зная, как на что реагировать, учителя вызывают полицию в ответ на любой шум, даже на мат в школе. Это не способствует диалогу, возникает стена: и город не пускает, и в школе стигматизируют." - Лисовская Ирина Викторовна, научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Практики, которые хорошо работают в таких заведениях, но не всегда воплощаются в реальность:
— Демократический контроль и наставничество
— Свободные часы в режиме дня
— Слово подростку (проявление инициативы)
— Молодежное оформление (вау-эффект для подростков)
— Продуманная экскурсионная программа: здесь важен конкретный уклон
— Деконструирование стигмы.
Полная видеозапись семинара здесь
Презентация_Новикова и Дымарская (PDF, 2.07 Мб)
Презентация_Лисовская (PPTX, 2.73 Мб)
Источник: ioe.hse.ru
Иллюстрация: Вильгельм Трюбнер