- 17.05.2023
- 971 Просмотр
- Обсудить
15 мая в Президентской академии прошло заседание секции «Молодежная политика в современной России». Обсуждение этой темы, особенно значимой с учетом современных вызовов, возникших перед нашей страной, прошло в рамках международной конференц-сессии «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы», организованной Институтом государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.
Дискуссия, модераторами которой выступили заместитель министра высшего образования и науки Ольга Петрова и директор Центра государственной службы и управления ИГСУ РАНХиГС Тигран Занко, объединила не только теоретиков молодежной политики, но и практиков – проректоров вузов по воспитательной политике, руководителей местных органов исполнительной власти и молодежных общественных движений.
В приветственном слове и. о. директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин подчеркнул, что в число участников секции «Молодежная политика в современной России», открывшей в этом году конференц-сессию, вошли представители Минобрнауки, АНО «Россия – страна возможностей», вузовского сообщества и местных органов исполнительной власти. «Наша основная задача – совместными усилиями разработать действенные механизмы российской молодежной политики как инструменты развития нашей страны и обеспечить системное взаимодействие для отработки обратной связи с быстрой апробацией предлагаемых мер. Как руководитель структурного подразделения вуза я заинтересован и в предложениях по усилению управленческих образовательных программ», – отметил он.
Один из вызовов, стоящих сегодня перед российскими университетами в сфере воспитания, заместитель министра высшего образования и науки, слушатель программы Doctor of Public Administration (DPA) ИГСУ РАНХиГС Ольга Петрова обозначила как необходимость выстраивания «бесшовной» модели работы с молодежью.
«В последние годы мы наблюдаем тектонические сдвиги в сфере воспитания и молодежной политики, целенаправленные действия позволяют создать из разных пазлов единую бесшовную систему пространства молодежной политики, обеспечивающую целостность процесса воспитания вне зависимости от уровней образования. Наша общая задача с университетами, регионами, АНО “РСВ”, Российским обществом “Знание”, РДДМ последовательно продолжать линию действий по формированию зрелой бесшовной модели воспитания и молодежной политики, преемственности лучшего опыта воспитательной работы в общеобразовательных организациях, действий по формированию логических цепочек эффективной коммуникации, как проректорского сообщества, так и администраций вузов с региональной властью и общеобразовательными организациями в регионах. В основе этой модели, безусловно, молодой человек, обучающийся, и мы уже видим определенные положительные результаты в практиках работы наших университетов», – отметила она.
К слову сказать, задачу создания «бесшовной» системы воспитания при переходе от школы к вузу, в частности, уже решает «Движение первых», объединяющее ребят от 6 лет и до вузовского возраста, а также преподавателей и родителей, сообщила заместитель председатель правления по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти РДДМ «Движение первых» Соня Погосян. Например, через приглашение студентов на должность вожатых в лагерях летнего отдыха детей или через участие школьников в «университетских сменах», способствующих профориентации учащихся.
Созданию максимальных возможностей для объединения талантливых ребят страны и вовлечения вузовской молодежи в активную внеучебную работу способствуют и проекты президентской платформы «Россия – страна возможностей», рассказал заместитель гендиректора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
«По нашим оценкам, в активную деятельность российских университетов можно вовлекать 55-60% вузовской молодежи. Но для этого должны быть “втягивающие” истории. Одна из них – запуск в университетах Центров компетенций. В нем участвуют уже 203 вуза, оценку проходят более 400 тыс. студентов, в том числе в этом году – более 250 тысяч. Cоздана база данных с информацией про каждого: где и как он учится, каков его психологический профиль, потенциал, возможности и др. Этой информацией по четырем главным трекам – Образование и наука; Молодежной предпринимательство; Лидерство; Карьерный трек – мы готовы делиться и уже делимся с университетами», – рассказал Дмитрий Гужеля.
«Основная цель государственной молодежной политики и воспитательной деятельности – создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности: на основе традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, исторических и национально-культурных традиций; способной к их защите, на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития, деятельного участника и соавтора технологических решений и прорывных достижений», – отметил проректор по молодежной политике Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского Сергей Елькин.
По словам директора по развитию молодежной политики РАНХиГС Алексея Спирина, решая сегодня важные вопросы, пусть и в рамках небольших проектов, студенты готовятся к решению серьезных государственных задач. «Мы сделали ставку на студенческое самоуправление, превратив студента в субъект принятия решений на уровне Академии. В итоге последние три года РАНХиГС неизменно побеждает в конкурсах студенческого самоуправления и стала абсолютным победителем конкурса студсоветов Москвы, – поделился он. – Но к воспитательной работе должны подключаться и преподаватели. В рамках образовательных программ они должны решить триединую задачу: воспитать студента патриотом и гражданином; прививать ему крепкие семейные и трудовые ценности; вооружить компетенциями, необходимыми для вхождения в жизнь. И эту функцию мы должны держать!».
Сомодератор секции, директор центра государственной службы и управления ИГСУ РАНХиГС Тигран Занко уверен, что молодежь – это динамическая, энергичная и инновационная сила, которая способна внести свежий вклад в развитие общества. «Мы стремимся создать условия, при которых каждый молодой человек сможет раскрыть свой потенциал и внести свой вклад в общее благо. Наша задача – не просто подготовить следующее поколение к жизни, но и помочь им формировать будущее, в котором они будут жить. Это требует инвестиций, ресурсов, инициативы и творческого подхода», – подытожил эксперт.
Пресс-служба Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС