- 11.08.2023
- 1781 Просмотр
- Обсудить
Они отмечают, что принципы социальной поддержки и распределение обеспеченных государством благ формировались не случайно, но были результатом долгой политической борьбы между интересами капитала и рабочего класса.
После нескольких этапов развития высшее образование воспринимается не только как ценная индивидуальная инвестиция в будущее, но и как основное социальное право, за обеспечение которого отвечает государство.
Страны Скандинавии, которые относятся к социально-демократическим, особенно активно инвестируют в образовательную систему на всех уровнях. Это составляет часть их широкой стратегии социального обеспечения, которая предусматривает доступное и бесплатное образование для всех граждан.
Закономерно, что в этих странах высокий уровень образованного населения во всех возрастных группах, и люди активно развивают как общие, так и специализированные навыки. Особенностью такой системы является сравнительно меньший вклад университетского диплома и социальное неравенство.
В государствах с либеральным режимом социального государства, таких как США, Канада, Австралия, Япония, Великобритания и Новая Зеландия, преобладает другой подход. Здесь высшее образование в первую очередь воспринимается как личное достояние и личная ответственность. В этих странах расположены самые дорогие университеты в мире, и значительная доля затрат на образование приходится на частный сектор.
Государственная поддержка сильно различается в зависимости от имущественного положения студента и, в первую очередь, направлена на самых малоимущих. Большинство студентов вынуждены оплачивать высокую стоимость обучения из семейных сбережений или других частных ресурсов. Несмотря на это, люди готовы инвестировать в образование, так как диплом значительно повышает их шансы на рынке труда.
В либеральных странах большинство школьных программ не предусматривают явного разделения на профессиональные и академические направления. Отсутствие целевой поддержки специализированных навыков делает среднее профессиональное образование менее развитым по сравнению с высшим.
Высокий уровень социального неравенства в этих странах воспринимается как неизбежное последствие общественного устройства, основанного на меритократии и строгих рыночных принципах. В условиях, когда на первое место ставятся заслуги и конкуренция, социальное неравенство может расти, и это воспринимается как норма.
Консервативные страны, такие как Германия, Австрия и отчасти Франция, сосредоточены на социальных расходах, часто в ущерб образованию. Несмотря на относительно низкую стоимость обучения, государственная поддержка студентов ограничена. Уровень охвата высшим образованием — ниже, чем в других развитых странах, в то время как профессиональное образование здесь достаточно развито.
Эти страны характеризуются ранним и строгим разделением образовательных программ. Система уже на уровне школы направляет учеников по различным траекториям: некоторые идут в старшую школу и готовятся к поступлению в вуз, тогда как 60-70% выбирают профессиональные училища. Образовательные возможности детей там сильно связаны с социальным статусом их родителей. Выбор между университетом или колледжем обычно отражает и затем закрепляет уже существующую социальную стратификацию.
Что касается России, вопрос ее классификации остается открытым. В стране существуют как элементы советской модели всеобщего социального государства, так и следы рыночной перестройки. Согласно авторам исследования, такое сочетание смещает нашу страну в сторону консервативной модели.
Подробнее в публикации
Источник: ioe.hse.ru
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.