- 04.09.2023
- 1058 Просмотров
- Обсудить
Доля выпускников колледжей среди студентов вузов становится всё больше: с 28% десять лет назад она увеличилась почти до 37% к 2022 году и продолжает расти. Но главное, у колледжей, судя по всему, лучше получается развивать предпринимательские компетенции. Это связано еще и с возрастными особенностями: студенты колледжей младше и... смелее. Вчерашним девятиклассникам интересен бизнес, они хотят открыть свое дело, а чем становятся старше, тем больше этого боятся. Из 30 первокурсников колледжа 10 хотели бы попробовать себя в бизнесе, а к четвертому курсу таких остается 1-2.
Авторы статьи пишут о разной специфике программ обучения предпринимательству на разных ступенях образования. В вузе преобладает теоретический подход, упор делают на инновационные и наукоемкие отрасли, дают более глубокие знания экономики, но, как ни странно, чем больше знаешь, тем страшнее начать бизнес на практике. В колледже начинают с малого — например, с монетизации того, что уже умеешь делать. Объединив эти подходы в рамках единых треков, можно будет углублять в вузе знания тех студентов, которые уже сделали первые шаги в бизнесе благодаря колледжу.
Рецепт успешного обучения предпринимательству в СПО исследователи находят в лучших практиках — их удалось выделить благодаря результатам демонстрационного экзамена по стандарту «Ворлдскиллс». Он уже широко применяется в СПО, в вузах пока гораздо реже, и построен на защите бизнес-планов, то есть максимально приближен к практике. Кстати, в том числе и по результатам этого экзамена можно сделать вывод, что обучение предпринимательству в России пока далеко от идеала: с заданиями экзамена не справляется более половины выпускников.
Изучение лучших практик позволило найти оптимальные модели для обучения предпринимательству. Так, под задачу лучше выделить отдельную дисциплину или модуль, хорошо показали себя внеурочные занятия в виде запускного семинара (на нем обсуждают бизнес-идеи в режиме мозгового штурма). Желательны наставничество со стороны компаний-партнеров, разработка студентами собственных бизнес-идей, решение реальных кейсов и элементы проектного обучения. Преподаватель должен уметь противостоять негативным установкам насчет предпринимательства, то есть избавлять от страхов, демонстрировать ролевую модель успеха и знать о профильных конкурсах и грантах.
Ольга Романова и Ксения Анисимова советуют, как можно организовать предпринимательские треки СПО-ВО тем вузам, у которых есть колледжи (хотя бы во внеурочной форме). Университетам без колледжей можно привлекать студентов СПО с помощью профильных конкурсов.
Читать статью
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.