- 01.03.2024
- 1841 Просмотр
- Обсудить
Светлана Красовская представила основных стейкхолдеров, влияющих на формирование школьных программ — это государство, школа, родители, издательства и профессиональное сообщество. Расстановка сил постоянно меняется: иногда государство влияет больше, а иногда — издательства или сообщества учителей.
Политические изменения в стране быстро отражаются в программе. «Литература — это всегда смыслово нагруженный предмет» — подчеркивает Надежда Авдеенко, аналитик Института образования НИУ ВШЭ. Примером такой реакции можно назвать появление текста Библии в списки дополнительного чтения, которое произошло на фоне кризиса идеологии в 90-х.
Изменения программы не сводятся к включению отдельного автора или произведения. В 70-ые годы на смену соцреализму приходит реалистическая традиция, обязательной частью программы становятся писатели-деревенщики — Валентин Белов, Василий Распутин и другие. Изучение литературы в школе не сводится к знанию произведений, оно направлено на воспитание достойного человека, советского гражданина. С этим учетом подбираются и произведения.
С середины 90-х государство возвращает контроль над программой по литературе после кризиса распада СССР: появляется примерный список произведений, ФГОС, с 2007 года вводится профильный ЕГЭ по предмету. Анатолий Каспржак замечает, что до этого периода контроль за преподаванием был крайне низким, многие учителя шли по собственной программе, и их влияние доминировало.
Анатолий Каспржак также подсветил ограничения проекта. «Изучение литературы и школьной программы через списки — это только изучение намерений государства, потому что учителя часто отходят от официального курса».
Посмотреть карту можно по ссылке.
Источник: ioe.hse.ru
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.