- 10.06.2024
- 1991 Просмотр
- Обсудить
Присущая современности цифровая трансформация оказывает влияние на многие отрасли и сферы деятельности внутри страны. Так, изменениям подвергается и рынок труда. Согласно результатам исследования, которые озвучила заместитель генерального директора АНО «Диалог» Юлия Полетаева, большинство россиян оценивают систему образования в России, как развитую. При этом 40% граждан работают не по той специальности, которой обучались в высших или средних специальных учебных заведениях. Такие данные открыли сессию «Мастер без имени: как образованию актуализировать форму и содержание современных профессий» на ПМЭФ-2024.
На вопросы о том, как образовательная система борется с нехваткой кадров, какие проблемы существуют в медиасфере, и является ли онлайн-образование актуальным, ответили лидеры образовательной отрасли: представитель классического образования, крупнейшие корпоративные университеты, эксперты профессиональной переподготовки и формирования нового кадрового потенциала.
На сегодняшний день, в условиях меняющегося рынка труда и трансформации многих профессий, в российской системе образования есть несколько ключевых проблем. Основная задача вузов — научить студентов учиться, отметила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. К тому же, адаптироваться к новым условиям необходимо работодателям, ищущим квалифицированных и талантливых специалистов.
«Наши программы должны иметь фундаментальность, а также учить профессиональным компетенциям. Новая система образования как раз об этом. Проблема кадровая есть, и выигрывают те работодатели, которые приходят в вуз и подбирают под себя студентов, влюбляя их в свои предприятия. Только вместе мы сможем создать идеального выпускника. Самая главная наша задача — выпустить неравнодушного гражданина, который понимает, что от него зависит будущее страны», — заявила Ольга Петрова.
В современных условиях система образования и бизнес не могут существовать отдельно, отметил ректор центрального университета Евгений Ивашкевич. Университеты просят у бизнеса создания профессионального стандарта, однако из-за стремительного развития, идея документа, включающего в себя характеристики квалификации, становится недееспособной.
«Сейчас все университеты используют только одну шкалу — ЕГЭ. Этим единственным показателем невозможно измерить все таланты ребенка. Поэтому мы в центральном университете отбираем не только по результатам ЕГЭ, а по результатам целого года испытаний. Ребята, которые к нам поступают, наделены разными талантами и способностями. И мы хотим им дать выбор специальности через год или два, а не сразу при поступлении», — добавил Евгений Ивашкевич.
Сегодня система образования в России активно меняется, отметила заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» и основатель «Мастерской новых медиа» Юлия Аблец. При этом во многих сферах, в том числе в медиа, по-прежнему остаются глобальные проблемы. Большинство руководителей СМИ, медиаресурсов, медиапроектов, согласно опросу «Мастерской новых медиа», не имеют профильного медиаобразования (64%), 69% опрошенных считают, что профильное высшее образование не позволяет сейчас подготовить нужных им специалистов, а 93% не требуют от сотрудников профильного образования, опираясь на практические навыки.
«Работая в медиа, мы видим несколько проблем. Первая сложность — появляются новые виды деятельности и профессии, которым нигде не учат. Мы сформулировали такую профессию, как медиатехнолог. Сейчас мы занимаемся профстандартом, потому что не видим другого пути — мы не можем учить новым профессиям, если их не опишем. Вторая проблема — отсутствие разделения труда. Вузы должны сконцентрироваться на хорошей базовой профессиональной подготовке, а ответственность работодателей — стимулировать системы дополнительного образования», — заявила Юлия Аблец.
Одна из основных задач работы с кадрами на сегодняшний день — объединить государство с бизнесом в этом вопросе, заявил руководитель центра молодежных инициатив «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) Александр Вайно. Кроме того, по мнению спикера, российской системе образования стоит отказаться от такого понятия, как профориентация.
«Фокус любой работы с кадрами сегодня — помирить государство с бизнесом в этом отношении и отказаться от такого понятия, как профориентация. В высшем образовании в среднем 70% студентов первого и второго курсов, а иногда и третьего, не знают, кем они будут после выпуска. Единственный способ сейчас подготовить специалиста — начинать работать с учениками 6 класса. На сегодняшний день у нас нет таких кадров. Но мы можем составлять цифровые паспорта компетенций, которые в будущем помогут нам с оценкой. Это стратегия на пять лет, о которой мы будем говорить еще много», — заключил Александр Вайно.
Несмотря на сложности системы образования, онлайн-образование по-прежнему остается актуальным. Согласно данным, которые привел первый заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов, 89% россиян поддерживают концепцию непрерывного обучения, а половина считают, что их образования не хватает для работы. Кроме того, 50% граждан поддерживают онлайн-формат обучения, добавил спикер.
«На мой взгляд, изменение формата обучения никак не влияет на само его качество. В период пандемии многие университеты перешли на удаленное обучение, но это не помешало студентам успешно сдать выпускные экзамены. Я считаю, что онлайн-образование — это прекрасный вариант для всех, кто хочет продолжать учиться на протяжении всей жизни, и, возможно, с развитием искусственного интеллекта и диджитал-среды из вспомогательного такой формат обучения вполне может стать базовым», — отметил Алексей Агафонов.