
- 04.06.2025
- 559 Просмотров
- Обсудить
Как меняется восприятие оценок — от младшей школы до взрослого образования
Родители в среднем оценивают значимость школьных оценок на 4 балла по пятибалльной шкале — большинство полагаются на табель, но не ограничиваются им. Для 55% опрошенных отметка — это сигнал, где ребенку нужна помощь. 31% считают ее отражением освоения программы, 12% — инструментом для педагога. Каждому второму (52%) родителю важно, чтобы ребенок получал только «пятерки»: по их словам, это помогает школьнику чувствовать себя увереннее. Треть родителей воспринимают оценки как один из ориентиров, но не единственный — им важно видеть и реальный прогресс, и интерес ребенка к предмету. Для 16% «пятерки» важны для собственного спокойствия, а 3% уверены, что в дневнике — оценки их родительского труда.
У детей восприятие зависит от возраста. Среди младших школьников 53% воспринимают оценку как прямой показатель успеха, среди подростков — 45%. С возрастом добавляется эмоциональный подтекст: 20% старшеклассников воспринимают отметку как оценку личных качеств, а 21% — как ориентир для родителей.
Взрослые, вернувшиеся к обучению, оценивают школьную систему иначе: 57% считают, что оценки в школе нужны были скорее учителям, 31% использовали их для самоконтроля и лишь 4% — чтобы «отчитаться» перед родителями.
Что важнее самой оценки
Если бы родители могли дополнить систему оценивания, они бы ориентировались не только на отметки: 59% предложили учитывать практические навыки, 56% — интерес к предмету, 42% — усилия ребенка. Похожие критерии важны и самим школьникам: почти половина младших и старших учеников (47–48%) считают главным показателем успеха в учебе возможность применить знания на практике. Младшеклассники чаще оценивают себя по усилиям (42%) и реакции учителя (23%), подростки — по способности объяснить тему другим (31%).
Такой подход применяют и большинство взрослых слушателей программ ДПО: 83% оценивают свой прогресс по достигнутым целям, а не по объему изученного материала (22%) или по обратной связи от преподавателей (17%).
Право ошибаться
Родители по-разному воспринимают плохие оценки: 41% сохраняют спокойствие, считая, что ребенок справится сам, 38% винят себя за то, что не заметили проблему вовремя. Каждый пятый объясняют неудачу недостатком старания школьника. Сами дети чаще расстраиваются не из-за оценки, а из-за ощущения, что могли бы справиться лучше — так говорят 40% учеников начальной школы и 39% подростков.
Такие реакции во многом зависят от того, как именно ребенок учится: делает все сам или регулярно просит помощи. По словам родителей, только 17% школьников справляются с учебой полностью самостоятельно, остальные нуждаются в помощи — периодически (50%) или постоянно (27%).
Большинство взрослых студентов (68%) вспоминают, что от них не требовали идеальных оценок. Сейчас они не боятся ошибаться: 67% считают ошибки естественной частью обучения, еще 18% — неизбежной, но демотивирующей. Лишь 4% уверены, что учиться нужно исключительно без ошибок.
Ожидания от учебы и итоги года глазами детей и взрослых
Ожидания родителей от школы все чаще выходят за пределы академических результатов. 40% хотят, чтобы обучение помогло ребенку понять, что ему интересно. 34% ожидают, что он освоит необходимые для жизни навыки. Лишь 9% родителей связывают школу с самореализацией, 6% — с подготовкой к поступлению, и только 3% — с будущей карьерой.
У школьников мотивация схожая: 55% младшеклассников говорят, что хотят «стать умнее», а не просто хорошо учиться. Материальный мотив — желание в будущем зарабатывать — значим для 43% старшеклассников (против 36% у младших).
При этом больше половины (52%) младшеклассников считают, что за учебный год справились хорошо, большая часть старшеклассников (41%) неоднозначно относятся к результатам, а 47% взрослых назвали учебный год неплохим.
*в опросе приняли участие более 13 тыс. школьников и 2 тыс. взрослых
Источник: Skillbox
Фото: freepik
Фото: freepik
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.