
- 18.06.2025
- 202 Просмотра
- Обсудить
Консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ) опубликовал первый Индекс читательской активности вузов за 2024-2025 учебный год, в котором приняли участие 417 вузов из различных регионов России.
Итоговый индекс представлен в трех разрезах: топ-100 вузов, топ вузов по отраслям (в том числе классические, технические, аграрные, медицинские, педагогические, вузы культуры и спорта) и топ вузов по федеральным округам. Лидером с большим отрывом стал Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины с индексом 43,87. В десятку лучших также вошли:
- Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана;
- Новосибирский государственный аграрный университет;
- Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова;
- Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень);
- Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина;
- Ярославский государственный аграрный университет;
- Великолукская государственная сельскохозяйственная академия;
- Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул);
- Верхневолжский государственный агробиотехнологический университет (г. Иваново).
Индекс СЭБ (индекс читательской активности вузов) — это объективный показатель, который отражает уровень вовлеченности студентов вуза в работу с учебной и научной литературой в электронном виде в проекте Консорциум СЭБ. Он рассчитывается на основе количества выдач книг (обращений к полным текстам изданий), глубины прочтения и активности каждого пользователя — независимо от размера вуза или количества студентов. Индекс формируется на основе статистики использования цифровых ресурсов Консорциума СЭБ, который включает 87 тыс. единиц учебного контента. Данные собираются исключительно из некоммерческой базы Консорциума, которая доступна всем участникам бесплатно. Это обеспечивает равные условия для всех вузов, независимо от их финансовых возможностей.
«Чтение учебной литературы остается ключевым инструментом получения знаний. С этой точки зрения уровень читательской активности в университете — прямой показатель эффективности учебного процесса. Очевидно, что без системной работы с учебными материалами и проверенными источниками знаний невозможно говорить о качестве образования», — отметил Александр Никифоров, директор EdTech-компании «Лань» и основатель Консорциума СЭБ.
Индекс читательской активности позволяет университетам оценить эффективность образовательного процесса, сравнить свои показатели с другими и выявить точки роста. При этом ответственность за рост этого показателя лежит на всей команде вуза: преподаватели должны рекомендовать качественные источники, библиотеки — обеспечивать к ним доступ, а руководство — формировать культуру самостоятельной работы. Кстати, индекс становится особенно значимым для вузов, не попадающих в крупные рейтинги: он дает им возможность продемонстрировать качество подготовки студентов через альтернативную метрику — вовлеченность в академическое чтение.
Для абитуриентов, родителей и работодателей такой показатель служит маркером не только уровня знаний студентов, но и ключевых профессиональных компетенций: способности анализировать информацию, усидчивости и дисциплины. По сути, индекс читательской активности – это цифровой срез образовательной культуры университета, показывающий, насколько серьезно в нем относятся к фундаментальным принципам обучения. Он дополняет традиционные рейтинги, позволяя взглянуть на престиж вуза через призму его отношения к базовому инструменту обучения – чтению.
О консорциуме СЭБ
Консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ), созданный в 2020 году на базе EdTech-компании «Лань», объединяет 417 образовательных организаций России. Проект предоставляет вузам платформу для обмена учебной и научной литературой, включая учебники, монографии, методические пособия и другие материалы. Фонд Консорциума насчитывает 87 000 единиц контента, и только за 2024 год к нему обратились 4,64 млн раз. Это — крупнейшая база знаний российских университетов, которая обеспечивает междисциплинарный подход и удобный доступ к образовательным ресурсам по всем направлениям.
Изображение от karlyukav на Freepik