Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Учитель будущего

Поделитесь с коллегами

12- Всероссийская интернет – конференция
«Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании»
Состояние и перспективы профессионального образования в России
Тема работы «Учитель будущего»
Автор: Логвиненко Ольга Александровна,
преподаватель ГБПОУ МО «Авиационный техникум имени В.А. Казакова», г. Жуковский

Уильям Уорд говорил «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
По результатам опроса в 2015 году в списке актуальных проблем российских педагогов на первом месте оказалась проблема больших объемов бессмысленной бумажной работы — ее отметили 81% опрошенных. На втором месте — низкая зарплата педагогов (66%). Кроме этого, отсутствие возможности развиваться, расти профессионально, не востребованность личного опыта и творческих способностей педагога.

Образование постоянно совершенствуется, реализуются модели, более подходящие к современным реалиям жизни. Сейчас осуществляется переход от учебно-дисциплинарной модели к личностно-ориентированной, при которой обучающиеся являются партнерами в условиях сотрудничества. Но при этом, как мн кажется, требования к педагогам возрастают в разы, а вот к ученикам уменьшаются.

Думаю, что образование и дальше будет становиться все более индивидуальным. Хочется надеяться, что в недалеком будущем у каждого учителя будет свой кабинет для проведения занятий, оснащенный современной техникой, программным обеспечением и лабораторным оборудованием. Группы будут небольшими по 5-7 человек. Учитель сам будет определять содержание дисциплины в соответствии с целями и задачами, знаниями и умениями, сформулированными государством (что уже реализовано в СПО и ВПО). Большую долю в повышении квалификации будут составлять курсы практической направленности. Ученики будут получать знания, которые смогут применить на практике и использовать в жизни, на занятиях большую часть времени совершенствовать умения и навыки. Наконец-то удастся сбалансировать соотношение нагрузка/заработная плата, уменьшить бумажную работу.
Сейчас от детей и взрослых можно услышать фразы типа «учителями работают одни неудачники», «никогда не буду учителем, так как мало платят», «не буду на идиотов время тратить», «как, у вас высшее образование, а вы работаете учителем?» и т.д. Сама профессия педагога обязательно должна стать престижной. Но эта первостепенная задача не только государства, но и самого учителя, который будет любить свою работу и выполнять свои обязанности с душой.


Каким будет учитель будущего, определяет не только государство через законы и стандарты, время и технологии, ученики и их родители, но и … сам учитель. Если ученик выберет профессию учитель, он прежде всего будет оценивать своих педагогов от начальной школы до института, ориентироваться на лучшее, исключать из своей деятельности то, что ему не нравилось. Поэтому, даже если у ученика попался учитель, который, например, скучно и неинтересно рассказывал, скорее всего ученик постарается сделать свои занятия другими.
Изучение общественного мнения (сочинения, комментарии, видеоролики в интернете) позволяют сделать вывод, что общество хочет видеть учителя универсальным, идеальным человеком, которого никогда не было, нет и не будет. Самое интересное, что практически каждое высказывание начинается со слов «учитель должен», «учитель обязан». Требования к учителю делятся на три направления: внешний вид (современный, молодой, красивый, модный, деловой), личностные качества (личность с незаурядными способностями и богатым внутренним миром, интересуется всем, максимально отгороженный от повседневных проблем, увлекается спортом, музыкой, танцами, художественным творчеством и техникой) и качества, связанные с предметом (высокий уровень мастерства, знание несколько иностранных языков, современных технологий, талантливый во всех областях). По мнению общества, учитель должен стать другом ученику, понять и помочь со всеми его проблемами, разделять их интересы, общаться на любые темы, в любой ситуации найти правильный выход. Он должен уделять ученикам больше времени и сил, чем своей семье и собственным детям. Любить их как своих детей. И это пишут не только дети, но и их родителя и даже … учителя. А готов ли каждый из высказавшихся стать таким идеальным человеком?

«Хорошие учителя останутся хорошими, плохие останутся плохими». Нельзя всем нравиться, невозможно со всеми установить идеальные отношения. Для кого-то это замечательный учитель, а кто-то ходит к нему на уроки и общается с ним по необходимости. Но тем, кто решил связать свою жизнь с образованием, следует помнить, что людям злым, мстительным, не уравновешенным, обидчивым и без чувства юмора тут делать нечего.

Учитель будущего – это учитель, который любит свою профессию. Который работает не потому, что деньги нужны, «за такие копейки скажите спасибо, что вообще пришел». Который интересуется своим предметом, может объективно анализировать свои ошибки, гибкий, способный приспосабливаться к изменяющейся ситуации, открытый для нового знания.
Каким я вижу учителя будущего, точнее, к чему должен стремиться каждый учитель:
-внешний вид: опрятный, аккуратный. Эта та одежда, в которой человек себя чувствует комфортно. Но тем не менее максимально приближенная к деловому стилю. Идеи, что у учителей будет униформа, считаем неправильными.
-личностные качества: это порядочный, уравновешенный человек с приятным голосом, адекватный, рассудительный, умеющий слушать, соблюдающий деловой тон общения, уважительно относящийся к окружающим. Обладающий стремлением к саморазвитию, самосовершенствованию. Т.е. имеющий качества, которыми должен обладать и к которым должен стремиться любой человек.
-качества, связанные с предметом: глубокие знания предмета и смежных областей, умение работать с информацией, использовать современные методы и формы обучения, выбирать наиболее подходящие технологии и уметь применять их на практике. Стремиться заинтересовать учеников, указать им направления к саморазвитию.
Цитируя немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».
Педагог может быть более развит профессионально, чем его коллеги, но он никогда не станет абсолютным идеалом. Тем не менее, он должен стремиться стать лучше. Чтобы приблизится к вершинам педагогического мастерства, необходимj пробовать, делать выводы из успехов и неудач.

Оставьте свой комментарий
avatar