Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Использование метода проекта на занятиях математики в системе образования СПО

Поделитесь с коллегами

12- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании»

Использование метода проекта на занятиях математики в системе образования СПО
Разиева Татьяна Станиславовна, преподаватель математики и информатики
ГБПОУ «Сызранский политехнический колледж», г.Сызрань

При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. Во многих сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет мне отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Наиболее удачной образовательной технологией, на мой взгляд, является технология проектного обучения, так как изменения в системе образования ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности. Так выделяют две группы компетенций – общие и профессиональные. Курсовое проектирование имеет целью освоить профессиональные и общие компетенции (ПК, ОК), закрепить и систематизировать знания, умения и практический опыт студентов. Поэтому, начиная с первых курсов, надо начинать развивать навыки создания проектов. Именно работа над проектом по дисциплине готовит обучающих к созданию курсового проекта на старших курсах.
Использование метода проектов на занятиях позволяет студентам ощутить всю важность данного вида работы, почувствовать, что они способны заниматься научной деятельностью.
Несмотря на сложность работы по методу проектов, использование указанного метода позволяет достичь результатов важных не только для учебного процесса, но главное – весьма значимых для студентов.
Важно вовлечь в проектную деятельность всех студентов, независимо от уровня их математической подготовки. Подготовив студентов к проектной деятельности, преподаватель должен определить в рамках каких разделов математики будет целесообразно реализовывать метод проектов. Проекты должны образовывать целостную систему, демонстрировать преемственность изучаемого материала, усложняться от проекта к проекту. Отбирая учебный материал для проектов, необходимо учитывать его связь с профессиональной деятельностью студентов. Важно расширить теоретический материал по математике, наполнив его культурологическим и аксиологическим содержанием.
В соответствии с программой курса математики был разработан и реализован на практике комплекс проектов. Один из них «Применение производной»
Тема проекта: Применение производной
Участники: Студенты 1 курса
Основополагающий вопрос: Как измерить скорость скорости?
Проблемные вопросы
 Что такое «дифференцирование»?
 В чем механический и геометрический смысл производной?
 Как используется производная при исследовании функции?
 Как производная помогает биологам, химикам?
 Какие задачи в физике решаются с помощью производной?
 Как производная применяется в экономике?
 Применение производной в моей профессии
Цель: Изучение применения производной для решения задач по началам анализа, физике, экономике, биологии, химии; углубление и расширение знаний по теме «Производная».
Задачи:
 Найти информацию об истории возникновения производной, изучить ее и систематизировать.
 Рассмотреть механический и геометрический смысл производной
 Исследование функций на монотонность, экстремумы, выпуклость-вогнутость с помощью производной.
 Подбор задач из разных разделов биологии, которые решаются с помощью производной
 Подобрать задачи из разных разделов физики, которые решаются с помощью производной.
 Рассмотреть применение правил вычисления производной к решению практических задач с экономическим содержанием.
 Рассмотреть применение производной к решению практических задач в профессии «Электрик».
«Предупреждаю, чтобы остерегались отбрасывать dx – это ошибка, которую часто допускают и которая препятствует продвижению вперёд»
Г.В.Лейбниц
Применение производной для решения задач требует от учащихся нетрадиционного мышления. Следует отметить, что знание нестандартных методов и приемов решения задач способствует развитию нового, нешаблонного мышления, которое можно успешно применять также и в других сферах человеческой деятельность (экономика, физика, химия, биология и т.д.). Это доказывает актуальность данной работы. В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности студентов. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств.
Подготовительный этап
На этом этапе мы со студентами погружаемся в проект: происходит мотивация деятельности, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна студенту. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов. Проводится беседа в ходе демонстрации вводной презентации; актуализация имеющихся знаний по теме, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом. Определение направления поиска информации в разных источниках.
Тема «Производная» - это один из важнейших разделов курса математического анализа, так как это понятие является основным в дифференциальном исчислении и служит исходной базой при построении интегрального исчисления. Но часто, студенты, сталкиваясь с этим понятием в первый раз, не понимают для чего нужно его изучать. Они не видят практического применения этой темы. Поэтому данный проект «Применение производной» направлен на то, чтобы студенты выяснили, зачем нужно изучать производную, где можно использовать знания, связанные с производной в жизни, а также в других предметах.
Этап планирования и организация деятельности.
На этом этапе мы определяем группы по направлениям деятельности, выделяем цели и задачи каждой группы. Предложены темы для выбора групп:
1 группа – «Исторические сведения дифференциального исчисления»;
2 группа – «Геометрический смысл производной»
4 группа - «Применение производной при решении физических задач»;
3 группа – «Нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах»
4 группа – «Применение производной в химии и биологии»
5 группа - «Применение производной при решении задач с производственным содержанием».
В группу вошли студенты с разными учебными возможностями. Каждая группа получила задание проанализировать выбранную тему, найти информацию. Планируется работа групп: распределяются обязанности между студентами, определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (в нашем случае - презентации и буклеты.).
Этап поиска.
На этом этапе происходит поиск и сбор информации по своей выбранной теме, решение промежуточных задач. Анализ и обобщение собранного материала. Письменное изложение результатов и промежуточный контроль, со стороны преподавателя, полученных результатов. Были проведены консультации по программам PowerPoint, Publisher, Word, для студентов у которых возникали проблемы в практической работе для оформления результатов. Формулировка выводов.
Этап представления результатов, отчёт.
Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Форма представления результатов в нашем проекте: устный отчёт с демонстрацией материалов оформленных в виде презентации, буклета, реферата.
Оценивание результатов, рефлексия
Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов, рефлексия. Проект защищается на уроке или на внеклассном мероприятии.
В приложениях представлены работы студентов, подготовленные в рамках проектной деятельности в виде презентаций и буклета.
При оценивание работы студентов над проектом учитывается содержание (полнота раскрытия темы, изложение аспектов темы, изложение стратегии решения проблемы, логика изложения информации, использование различных ресурсов), степень самостоятельной работы группы (слаженная работа в группе, распределение ролей в группе, авторская оригинальность), оформление презентационного продукта (грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток), защита (качество доклада, объем и глубина знаний по теме, культура речи, манера держаться перед аудиторией, ответы на вопросы).

Список источников:
1. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. - 234 с.
2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1998. - 274 с.
3. Гиркин, И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. -1998. -№ 6. - 34 с.

Оставьте свой комментарий
avatar