Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Самостоятельная работа обучающегося как способ формирования творческого мышления обучающихся

Поделитесь с коллегами

Эрцикова Анна Николаевна, преподаватель спецдисциплин
ГАПОУ «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции», г. Чебоксары

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения учебного заведения как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к обучающемуся к новому пониманию функции учебного заведения. Приоритетной целью среднего профессионального образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться, обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Считаю, что формировать учебные универсальные действия помогает один из активных методов обучения - самостоятельная работа.

Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Поэтому целью данной работы является обобщение собственного опыта применения самостоятельной работы на занятиях теоретического обучения как одного из методов формирования творческого мышления обучающихся.
Задачи:
1. Определение содержания методики применения самостоятельной работы.
2. Краткая классификация видов самостоятельной работы.
3. Описание опыта применения самостоятельной работы на занятиях теоретического обучения.
4. Определение перспектив дальнейшей работы.

Исходя из вышеизложенного, стержнем самостоятельной работы считаю продуктивную деятельность обучающегося, в ходе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторские, творческие задачи и формирует учебные универсальные действия.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи с чем возникает закономерный вопрос: способен ли студент запомнить и усвоить весь этот объем?
К тому же, не секрет, что в техникум приходят разные ученики: кому-то трудно выступить перед аудиторией, кто-то чересчур разговорчив и всем мешает, отвлекая внимание на себя. Кто-то все усваивает и делает на занятии быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.

И, наконец, стало очевидно, что:
- у большинства студентов потерян интерес к учебе;
- наблюдается познавательная пассивность;
- студенты плохо читают, запоминают;
- их внимание не устойчиво;
- низок уровень самостоятельности мышления;
- не достаточно развиты творческие способности;
- снижается грамотность и культура речи обучающихся.

Мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения.
Формы организации познавательной деятельности различны. Под ними понимаются способы взаимодействия студентов и преподавателя, отличающиеся друг от друга характером их общения.
Л. Н. Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет. «… Для восприятия чужой мудрости, - отмечал он, - нужна, прежде всего, самостоятельная работа».

Свои занятия я строю так, чтобы каждому студенту было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.

Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, от наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия учеников с учебным материалом дают 90%.

Из этого следует, что роль учителя сегодня сводится к следующему:
- не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
- создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
- направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует необходимые учебные умения, такие как:
- конспектировать;
- составлять схемы, таблицы, планы;
- писать доклады, рефераты;
- решать творческие задачи;
- анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- давать собственную оценку фактам;
- стройно излагать свои мысли.

Одним словом, формировать активную жизненную позицию каждого студента, сделать процесс обучения эффективным.
Источниками знаний при организации самостоятельной работы обучающихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно – популярная литература, материалы СМИ, видео-кино-материалы и т. д.

Роль преподавателя при организации самостоятельной работы заключается в следующем:
- формулировка и разъяснение заданий;
- инструктаж;
- контроль, за работой обучающихся;
- ответы на возникшие, у студентов в ходе работы вопросы;
- корректировка работы;
- проверка результатов.

Дополнительная литература помогает отыскивать доказательства и обоснования заинтересовавшей проблемы, развивает стремление к собственным маленьким открытиям, укрепляет познавательную мотивацию.
Таким образом, существенную часть знаний учащиеся получают не в готовом виде, а в процессе самостоятельного поиска информации, вследствие чего у них укрепляются познавательные интересы и потребности, а также волевое стремление преодолевать трудности учебной работы.
Система нашей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.
Развивается эмоционально-волевая сфера обучающихся, формируется у них вера в себя и высокую самооценку при стремлении к постоянному росту.

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.
2. Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.
3. Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у обучающихся, делает их уверенной личностью.
4. Самостоятельная работа позволяет формировать творческое мышление обучающихся.
Будущее своей работы вижу в расширении базы самостоятельных работ.

Список источников информации
1. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2015. – №11. – С.86-89.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. /Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2016.
3. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособ. М., 2000.
4. Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. М., 1999.
5. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. М., 1978.
6. https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-2

Оставьте свой комментарий
avatar