Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

XV - Всероссийская интернет – конференция

1. Состояние и перспективы развития профессионального образования в России [24]
2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании [217]
3. Проблемы и перспективы внедрения ФГОС по ТОП-50 специальностям [6]
4. Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia [6]
Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia»
5. Проблемы социально-профессиональной адаптации учащихся с ОВЗ [6]
6. Методика организации воспитательного процесса в СПО [30]
Положение о конференции [1]

Методика преподавания по межпредметным технологиям

Поделитесь с коллегами

Доклад Михайловой Н.В. по теме:
«Методика преподавания по межпредметным технологиям»

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология на науке.
С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала»

Эволюция понятия "педагогическая технология"
Введение программ аудиовизуального обучения в 30-х годах в США положило начало не только технологической революции в образовании, но и открыло непрекращающуюся до настоящего времени дискуссию о сущности, предмете, концепциях, дефинициях, морфологии, парадигмах, коннотациях и источниках развития новой дисциплины - педагогической технологии.
В связи с этим представляет интерес эволюция понятия "педагогическая технология", анализ которого позволяет прогнозировать технологические тенденции в образовании.
Основным признаком развития ПТ является изменение формулировки термина от "технологии в образовании" (technology in education) к "технологии образования" (technology of education), а затем к "педагогической технологии" (educational technology). Изменение содержания термина охватывает, соответственно, три периода.
Первый период (начало - середина 50-х годов)
- характеризуется появлением в школе различных технических средств представления информации - средств записи и воспроизведения звука и проекции изображений, объединенных понятием "аудиовизуальные средства".
В этот период технизация учебного процесса осуществлялась на неприспособленном оборудовании, т.к. магнитофоны, проигрыватели, проекторы и телевизоры, используемые в школе, были предназначены в основном для бытовых целей. Поэтому термин " технология в образовании" означает применение достижений инженерной мысли в учебном процессе
Второй период (середина 50-х-60-е годы)
- характеризуется появлением технологического подхода к процессу обучения. Теоретической базой этого подхода является идея программированного обучения, а технологическую основу составила разработка аудиовизуальных средств, специально предназначенных для учебных целей: средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др.
В отличие от первого периода, когда термин "технология в образовании" был тождествен понятию "ТСО", под технологией образования" стали понимать научное описание (совокупность средств и методов) педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.
В 60-е годы происходит становление ПТ, т.к. специалисты по программированному обучению и аудиовизуальному образованию постепенно находят общий язык в рамках новой дисциплины -педагогической технологии. Появляются также первые, близкие к современным, определения понятия ПТ.
Третий период (70-е годы)
- характеризуется тремя особенностями. Во - первых, происходит расширение базы ПТ. Помимо аудиовизуального образования и программированного обучения фундамент ПТ надстроили информатика, теория телекоммуникаций, педагогическая квалиметрия, системный анализ и педагогические науки (технология обучения, теория управления познавательной деятельностью, оптимизация учебного процесса, научная организация педагогического труда). Во - вторых, изменяется методологическая основа ПТ. Осуществляется переход от вербального к аудиовизуальному обучению.
В-третьих, ведется активная подготовка профессиональных педагогов-технологов. Указанная подготовка осуществляется на фоне массового выпуска новейших аудиовизуальных средств, таких как видеомагнитофон, карусельный кадропроектор, полиэкран, электронная доска, рельсовая система крепления схем, блокнотная доска для письма фломастером, синхронизаторы звука и изображения и др. В этот период технология учебного процесса разрабатывается на основе системного подхода, а исследователи понимают ПТ как изучение, разработку и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники. В настоящее время продолжается четвертый этап эволюции понятия ПТ. (начат в 80-х гг.).
Даты, являющимися вехами в истории ПТ
Предлагаемая периодизация может быть привязана к конкретным датам, являющимися вехами в истории ПТ.
1946 год. Введение аудиовизуального образования в университете штата Индиана США (автор - Л.К.Ларсон (L.C.Larson).
1954 год. Обоснование плана программированного обучения (автор - профессор Б.Ф.Скиннер ( B.F Skinner). 1961 год. Открытие отделения технологии обучения в университете Южной Калифорнии США (руководитель Д.Д.Финн (J.D.Fim).
1968 год. Разработка и внедрение языка программирования ЛОГО в школе (Массачусетсский технологический институт США, руководитель С.Пейперт (S.Papert).
1976 год. Создание первого персонального компьютера "Эппл" (Apple), (авторы - С.Джобс, С.Уозник (S.Jobs, S.Wosnic).
1981 год. Применение в учебных целях специальных программных средств в дисплейных классах.
1990 год. Использование интерактивных технологий в образовании.
Рассмотрим базовые определения, сделанные исследователями проблем
Рассмотрим базовые определения, сделанные исследователями проблем ПТ. Как указывает М.Кларк (M.Clarke) - директор аудиовизуального центра Лондонского университета, первоначальный смысл ПТ - "применение в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени" . Данное определение отражает современное понимание термина "технология в образовании", т.к. трактует его значение как непедагогические изделия и процессы, применяемые в обучении.
Обосновывая данный подход (назовем его многоаспектным), Д.Финн заметил: "Только наивные люди считают, что технология это просто комплекс аппаратуры и учебных материалов. Это значит гораздо больше. Это способ организации, это образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа "человек-машина". Это проверка экономических возможностей проблемы. Кроме того, технология имеет существенное отношение к взаимодействию науки, искусства и человеческих ценностей"
П.Д.Митчелл «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологии (Лондон, 1978): «ПТ не являясь синонимом "средства обучения", педагогическая технология является междисциплинарным конгломератом, имеющим связи (отношения) фактически со всеми аспектами образования от короткого обучающего фрагмента до национальной системы со всеми ее функциями"
Далее П.Д.Митчелл справедливо указывает, что несмотря на то, что много было сказано о педагогической технологии, мало внимания было уделено значению термина ПТ. В связи с этим, он делает подробный анализ определений понятия ПТ и приходит к выводу о существовании концептуальной мозаики значений ПТ:
1. Педагогическая психотехнология.
2. Педагогическая информация и технология коммуникации.
3. Технология педагогического менеджмента.,
4. Технология педагогических систем.
5.Технология педагогического планирования.
Более широкое определение предлагают ФПерсиваль и Г.Эллингтон. (F.Persival, H.Ellington). Они указывают, что термин "технология в образовании" включает любые возможные средства представления информации. Это "оборудование , применяемое в системе образования, такое как телевидение, языковые лаборатории и различные средства проекции изображений. . Другими словами, технология в образовании, это аудиовизуальные средства« Указанное определение содержит признаки изменения содержания термина в направлении от "технологии в образовании" к "технологии образования", т.к. объединяет специально созданные и приспособленные средства обеспечения учебного процесса (языковые лаборатории и телевидение) и методику их применения
Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США опубликовала в 1979 г. (через 7 лет после первой публикации) "официальное" определение ПТ: "Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем охватывающих все аспекты усвоения знаний"
Как указано в Глоссарии терминов по технологии образования ( Париж, ЮНЕСКО, 1986, С.43), понятие ПТ имеет два смысла: "В первоначальном смысле ПТ означает использование в педагогических целях средств порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды "жестких" и "мягких" средств. В новом и более широком смысле это -систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. В этом смысле ПТ использует в качестве теоретического инструмента системный анализ"
Слово ''технология'' произошло от греческого techne, что значит "искусство, мастерство, умение", logos - "наука, закон и логика". Дословно, "технология" - наука о мастерстве
В узком понимании этого термина, приводятся
определения В.П. Беспалько, М. Чощановым и другими исследователями вопроса
Например, "технология - совокупность эффективных методов изменения состояния объекта на основе проектирования, оптимизации и использования образовательных процессов»
 "Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса"
 Термин "образовательная технология " в отечественной педагогической науке появился сравнительно недавно. До этого педагогика пользовалась терминами "дидактика" и "методика". Словосочетание "педагогическая технология « часто используется как синоним понятия "образовательная технология« со ссылкой на английский первоисточник - an educational technology
Итак, понятие "технология" имеет отношение к любой сфере человеческой деятельности, там, где требуется ответить на вопрос: как эффективно и рационально добиться результата? В это понятие входят три основных составляющих:
 информационная,
 инструментальная,
 социальная
Информационная часть, или идеология включает в себя базисные, основополагающие принципы системы: научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.
Инструментальная часть, или "орудия " состоит из определения многообразия ресурсов (от материально-технических до человеческих), необходимых для реализации проекта.
Социальная часть, или кадры и требования к ним как реализаторам определенной идеологии с помощью выбранных инструментов и ресурсов.
Наиболее полным, на нащ взгляд, можно считать определение педагогической технологии, принятое ЮНЕСКО: «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и усвоения всего процесса обучения и овладения знаниями путем учета человеческих и технических ресурсов, взаимодействия между ними, для достижения более эффективной формы образования»
Междисциплинарная интеграция
Говоря о междисциплинарной интеграции, в первую очередь мы имеем в
виду междисциплинарное интегрированное содержание, как «основу питающую и развивающую личность».

Оставьте свой комментарий
m">
avatar