Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Применение проблемного обучения на уроках математики. Приемы создания проблемных ситуаций».

Поделитесь с коллегами

Крупина Наталья Александровна, преподаватель
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум», г. Энгельс
Содержание:
1. Введение
2. Применение проблемного обучения на уроках математики
3. Заключение
4. Список использованной литературы

1. Введение
Актуальная значимость данной темы заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль преподавателя и обучающегося, меняется стиль их взаимодействия. Обучающийся – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Педагог же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором обучающийся может развивать все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать студента активным участником учебного процесса. К таким технологиям относится технология проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством педагога, а так же в овладении обучающимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

2. Применение проблемного обучения на уроках математики

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, что на уроке изучения нового материала обучающийся проходит через все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.
Проблемное обучение ставит своей задачей:
1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
2) прочное усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
3) воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Изучение и анализ публикаций, собственный опыт работы, позволяет мне сделать вывод: от того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения, зависит дальнейшее гармоничное развитие личности студента.
На мой взгляд, очевидно, что проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию обучающихся, а поиск решения – понимание материала большинством студентов. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных студентов с разными интересами и способностями.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
- изучения нового материала и первичного закрепления;
- комбинированных.
Данная технология позволяет:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
- повысить самооценку студентов, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если студент воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей.
При проблемном обучении обучающийся усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего образования
Проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении . Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у студентов желания усвоить это новое знание.
Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:
- Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;
- Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;
- Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;
- Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.
При традиционном обучении преподаватель сообщает студентам готовые знания. Деятельность преподавателя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Обучающиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию.
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.
При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (преподаватель интересно рассказывает, показывает и т.п.). При проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (обучающиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).
Можно выделить 2 правила создания проблемных ситуаций:

1) Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями.
2) Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
Что же нужно учителю для освоения технологии? Технология проблемного обучения реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.
Проблемное обучение:
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Для включения студентов в активную деятельность использую разные приёмы создания проблемной ситуации на уроке. Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть
• проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
• – поиск истины (способа, приема, правила решения);
• – различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• – противоречия практической деятельности.
Остановимся на рассмотрении некоторых из таких приемов, которые возникают в типологии проблемных ситуаций на уроках математики.
Прием 1. Побуждение учащихся к проведению наблюдения, анализа, сопоставления, противопоставления с целью выявления общего и различного в наблюдаемых предметах и явлениях.
Прием 2. Создание для учеников таких новых условий, которые требуют преобразования известных им способов действий. При постановке такой задачи противоречие возникает потому, что в опыте детей не было связей между новой для них заданной ситуацией и известными ими способами действий.
Чтобы его преодолеть, надо самостоятельно осознать, что известные им способы действий правомерны и для новых условий, то есть ученики должны осознать возможность переноса действий.
Прием 3. Постановка перед учениками таких практических задач, которые требуют поиска новых способов решения, новых подходов к решению знакомой задачи.
Прием 4. Использование жизненных ситуаций, возникающих при самостоятельном выполнении учениками практических задач, и их анализ с целью формулировки проблемы.
Прием 5. Привлечение ряда факторов, относящихся к изучаемому материалу, с целью нахождения рационального способа вычисления или решения новой проблемной задачи.
Прием 6. Использование заданий и задач с недостающими или лишними данными.
Чтобы решить задачу, нужно найти недостающие данные, благодаря чему возникает проблемная ситуация, которую можно разрешить лишь при условии, если учащиеся усвоили новый материал.
Прием 7. Проблемную ситуацию может создать и вопрос, поставленный к условию конкретной задачи нового для учеников вида.
Прием 8. Столкновение учащихся с практическими задачами, побуждающими детей к анализу фактов не соответствия между имеюшейся системой знаний и теми требованиями, которые предъявляются к ним при решении новых задач.
В условие задачи включается лишняя информация и предъявляется требование найти искомое. Чтобы преодолеть возникшее затруднение, необходимо проанализировать условие задачи и на этой основе установить принципы отбора требуемой информации, составляющей программное знание.
Этот прием находит достаточно широкое применение при формировании понятия о том или ином числе, геометрической фигуре; при формировании представлений о единицах измерения величин и некоторых других понятий и представлений.

3. Заключение
С помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:
1. Самостоятельный поиск новой информации.
2. Самостоятельная работа с учебником.
3. Овладение навыком решения задачи.
4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
5. Развитие личностных качеств.
6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Проблемное обучение не предполагает полного отказа от таких традиционных методов, как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Но в отдельных отраслях и в наиболее благоприятствующих тому ситуациях применение проблемных методов способно позволить добиться высоких результатов в образовании и расширить его традиционно суженные целевые рамки..

4.Список литературы

1. Бабичева Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2012. - № 6. - С. 12-17.
2. Гиль Л. Б. Развитие интеллектуальных умений и способностей к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза // Вестник Томского гос. пед. университета. - 2014- N 7. - С. 152-156.
3. Дородникова И. М. Проблемный метод обучения как средство развития творческих способностей студентов // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2015. - Т. 10. - № 6. - С. 45-47.
4. Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации // Учитель. - 2013. - N 6. - С. 82-83.

Оставьте свой комментарий
avatar