Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

XV - Всероссийская интернет – конференция

1. Состояние и перспективы развития профессионального образования в России [22]
2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании [204]
3. Проблемы и перспективы внедрения ФГОС по ТОП-50 специальностям [6]
4. Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia [6]
Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia»
5. Проблемы социально-профессиональной адаптации учащихся с ОВЗ [6]
6. Методика организации воспитательного процесса в СПО [30]
Положение о конференции [1]

Использование метода проблемного обучения на уроках истории и обществознания как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Поделитесь с коллегами

Жупикова Марина Константиновна, преподаватель истории и социально-политических дисциплин высшей категории, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский экономико-технический колледж» г. Волгоград

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение студентов к активному участию в решении этих проблем.
Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От обучающегося требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысления, что возможно только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
Существует большое количество способов использования проблемного обучения на уроках истории.
 Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это активизирует поисковую деятельность студентов и проводит к активному усвоению новых знаний. Например, задание «Тексты с ошибками»: в приведенном тексте необходимо обнаружить ошибки, исправить их, объяснить несоответствие.
 Второй способ – выдвижение предположения (гипотезы), формулировка выводов и их опытная проверка: обучающиеся сами выдвигают гипотезу, которую в ходе исследования подтверждают или опровергают. Например, при изучении античных цивилизаций учащимся предлагается выдвинуть гипотезу о причинах гибели Римской цивилизации и, в ходе изучения темы, подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения.
 Третий способ - побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, в результате которых возникает проблемная ситуация. Например, при изучении социально-политического развития Российской империи начала ХХ в. ставится задача сравнить причины, цели и итоги русских революций и объяснить их влияние на дальнейшее развитие страны.
 Четвертый способ - побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными, и сделать самостоятельное обобщение. Например, при изучении Русского государства в ХVI в. обучающимся предлагается самостоятельно изучить реформы Избранной рады и определить способствовали ли они становлению сословно-представительной монархии в России.
 Пятый способ - организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом. Наиболее часто используемые межпредметные связи – с литературой: рассмотреть освещение конкретного исторического факта, события или явления в исторической или художественной литературе. Например, Сталинградская битва в литературных произведениях.
Существуют и разнообразные методы проведения уроков в ключе проблемного обучения.
 монологический метод, при котором учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации. Основная форма изложения - рассказ, лекция. Так, например, по теме «СССР в 1920-30-е гг.» при изучении НЭПа, учитель может обозначить проблему: Каковы же причины отказа большевиков от политики «военного коммунизма» и перехода к НЭПу? и, изложив материал, ответить на этот вопрос в ходе объяснения.
 метод диалогического изложения. Это диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ. При изучении этой же темы учитель может обозначить проблему: является ли НЭП зеркальной противоположностью политики «военного коммунизма»? и, в ходе объяснения материала совместно с обучающимися находит доказательство этой гипотезы.
 метод исследовательских заданий, когда перед учащимися ставится задача теоретического или практического исследования. Примером может служить анализ исторических источников по заданной теме. Например, на основе свидетельств современников составить характеристику культурного развития края в конце XIX-начале XX вв.
 частично-поисковый метод обучения является сочетанием восприятия объяснений преподавателя студентом с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем. Так, при изучении норманнской теории возникновения Древнерусского государства, учащимся может быть предложен поиск доказательств, опровергающих данную теорию.
В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что студент ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Соответственно, на данном этапе развития образования проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к самоанализу и саморазвитию.

Список литературы:
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2007
2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007
3. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории// Преподавание истории в школе, №8, 1999
4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2005.
5. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991
6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2006.
7. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2006.

Оставьте свой комментарий
m">
avatar