Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

XV - Всероссийская интернет – конференция

1. Состояние и перспективы развития профессионального образования в России [24]
2. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании [217]
3. Проблемы и перспективы внедрения ФГОС по ТОП-50 специальностям [6]
4. Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia [6]
Опыт проведения ГИА по стандартам и методикам WorldSkills Russia»
5. Проблемы социально-профессиональной адаптации учащихся с ОВЗ [6]
6. Методика организации воспитательного процесса в СПО [30]
Положение о конференции [1]

Учебно-исследовательский проект как средство привлечения студентов к изучению естественно-научных дисциплин

Поделитесь с коллегами

Ломова Людмила Александровна,
преподаватель КГА ПОУ «Уральский промышленный техникум»

«Знание необходимо получать через делание»
Джон Дьюи
«Участие в правильно организованных исследованиях весьма действенно открывает мозг для нового знания»
Питер Лоранжа


Учебно-исследовательская деятельность в настоящее время не является чем-то принципиально новым в педагогике. Но вот подходы к ее организации могут быть разными.
В рамках ФГОС СПО в качестве одной из важнейших задач подготовки студента рассматривается достижение такого уровня его образованности, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Становится очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить специалистов с повышенным творческим потенциалом. При этом надо иметь в виду, что участие студентов в исследовательской работе готовит их, прежде всего, как специалиста, использующего методы науки в практических целях. Широкая педагогическая практика свидетельствует о необходимости применять исследовательские методы в процессе обучения и воспитания студентов, модифицировать ряд методов научного поиска для решения конкретных педагогических задач. Сущность развития личности студента при выполнении самостоятельного исследования заключается в качественном изменении познавательной деятельности, в которой он выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, мотивационной сферы, предметных действий и умений обучающихся, а также позиции самого студента, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным. В рамках ФГОС организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения обучающиеся делали на основе результатов собственной деятельности.

Начиная свою педагогическую деятельность как преподаватель естественно-научных дисциплин, я стала задаваться вопросом: «Как можно привлечь обучающихся к изучению естественных наук помимо традиционных, стандартных способов?». Сегодня каждый педагог естественно-научных дисциплин сталкивается с рядом проблем в преподавании своих дисциплин, которые связаны с:
• низким уровнем школьных знаний по предмету;
• низкой мотивацией к учебе со стороны студентов;
• некоторые разделы дисциплин, например, физики, имеют высокую наукообразность;
• несоответствием традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования и социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов;
В итоге мы получаем, что дисциплины естественно-научного цикла, а следующие за ними и некоторые общепрофессиональные дисциплины, становятся самыми сложными для изучения у студентов.
Каков же выход из сложившейся ситуации? На мой взгляд, одним из направлений решения данных проблем является изменение формы, стиля преподавания.

Необходимо отходить от «преподавания у доски», и использовать активные формы ведения уроков, переходя к деятельностному обучению. Это намного интереснее и повышает мотивацию, а значит, способствует лучшему усвоению материала.
В качестве демонстрации способа я взяла ОПД Физика. Для этой дисциплины характерна такая деятельность, как учебный эксперимент.
Виды физического эксперимента:
1. Демонстрационные опыты преподавателя.
2. Лабораторные работы.
3. Фронтальные опыты.
4. Экспериментальные задачи.
5. Внеаудиторные (домашние) эксперименты.
Именно о последних и будет идти речь далее.
Обучающиеся все чаще стали задавать мне вопросы об опытах, увиденных в интернете, и просить провести и объяснить их на уроках физики. Особую популярность у них вызывали так называемые лайфхаки.
Что такое лайфхак? Лайфхак (от лайфхакинг, англ. life hacking) — на сленге означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время. Проще говоря, это методики и стратегии, которые должны быть взяты на вооружение для более эффективного управления повседневными задачами и своим временем, т.е способы решения проблем большого количества людей, которые позволяют экономить деньги, силы и время. При этом лайфхак не является чем-то новым. Это понятие означает оригинальное использование уже чего-то существующего. Русскими аналогами являются "Полезные советы" или "Житейские хитрости".
Именно заинтересованность данными опытами послужила первоочередной задачей создания такого вида учебно-исследовательской работы, которую мы с ребятами назвали «Лайфхак».

Целями данного вида деятельности студентов является:
• получение новых знаний, обогащение общественного и личного опыта, развитие у обучающихся следующих ключевых компетенций:
1. быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию.
2. коммуникативную – уметь вступать в общение.
3. информационную – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
4. продуктивную – уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.
Задачи, которые я определила в ходе реализации работы:
• мотивировать студентов на изучение естественных наук с помощью интернет-ресурсов и модных веяний и направлений;
• использовать деятельностный подход к изучению предмета в рамках ФГОС СПО;
• привлечь внимание обучающихся к изучению курса физики;
• развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся;
Результаты, которые планировала получить в ходе выполнения студентами работы:
• способность обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать и применять ранее полученную информацию на уроках биологии, физики, химии и географии для трактовки поставленного эксперимента и правильного видения и формулирования полученных выводов;
• заинтересованность в дальнейшем изучении поставленных или других проблем, и, как следствие, заинтересованность в изучении предметов.
Задание на учебно-исследовательскую работу обычно дается к обобщающему уроку по теме, но некоторые студенты начинают искать информацию уже с первых уроков изучения темы. На уроке происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одногруппников. Если таких опытов у студентов много, можно провести целый урок, посвященный теме лайфхаков.
В ходе проведения такого вида деятельности обучающихся я получила следующие результаты:
1) получена заинтересованность студентов предметами естественно-научного цикла;
2) выявлена способность применять знания, получаемые на занятиях, на практике в повседневной жизни;
3) отмечен навык самостоятельно ставить эксперимент и делать выводы, проверять увиденные явления и процессы методом опыта;
Этапы выполнения учебно-исследовательской работы:
1. Постановка задачи перед студентом: найти в интернете (или других средствах СМИ) лайфхак по изученной теме, дома его проверить и сделать выводы о пользе или вреде данного лайфхака, и объяснить с точки зрения физики наблюдаемые явления и процессы.
2. Проведение эксперимента и оформление вывода.
Обучающийся дома занимается поиском опыта, выбирает наиболее понравившийся, проводит его и делает оформление своих выводов и наблюдений в форме презентации, если опыт запечатлел на фото или видео, или доклада, если будет демонстрировать его на занятии.
Важно не забывать правила техники безопасности!!!
3. Демонстрация и обсуждение полученных знаний.
На занятии происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одногруппников.
Пример: Студентами были найдены в интернете на "Ютубе" лайфхаки, которые рассказывают нам, как быстро охладить напиток.
Чтобы быстро охладить бутылку с напитком, оберните ее влажным бумажным полотенцем и поставьте в морозильную камеру.
При проверке опыта и формулировании выводов затрагивается предметная область физики (молекулярно-кинетическая теория). Известно, вода с влажной поверхности испаряется, а температура оставшейся жидкости понижается. Эффект охлаждения от испарения усилит эффект охлаждения морозильной камеры, и влажная бутылка охладится гораздо быстрее.
Или «лекарство» от запотевшего зеркала. Запотевшее в ванной зеркало нарушает гармоничный ритм сборов. Как избавиться от конденсата?
При проверке опыта и формулировании выводов затрагивается предметная область физики (молекулярно-кинетическая теория). При приеме душа воздух нагревается, а поверхность зеркала остается холодной. Для решения проблемы достаточно сгладить разницу температур – например, прогреть зеркало феном.
Такие лайфхаки в сети Интернет можно найти не только по физике, но и биологии, химии, математике.

В современнном, быстро меняющемся мире педагогу для успешного преподавания своего предмета обязательно нужно идти в ногу со временем, быть в курсе современных веяний и интересов у молодежи, создавать и проверять новые формы проведения уроков, искать и использовать продуктивные педтехнологии, одним из которых является деятельностный подход к обучению в форме учебно-исследовательской работы.

Список литературы:
1. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 224-226.
2. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений -- М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 160 с.

Оставьте свой комментарий
m">
avatar