- 0 Загрузок
- 3203 Просмотра
- Обсудить
Лиханова Ольга Владимировна, зав.сектором УМР, Пермский институт железнодорожного транспорта - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Перми
Проблема повышения эффективности учебного занятия в последние годы выходит на первый план. Практика показывает, что домашние задания обучающиеся не выполняют совсем или относятся к их выполнению формально поэтому чтобы добиться приемлемого результата обучения необходимо повышать эффективность аудиторной работы. Какие же факторы влияют на эффективность учебного занятия? Из объективных факторов на эффективность занятий влияет уровень мотивации и познавательных способностей обучающихся, уровень развития обще учебных компетенций, качество организации занятия и уровень компетенции самого преподавателя.
В среднем в одной учебной группе бывает около 5% малоспособных обучающихся, примерно столько же талантливых и около 90% обучающихся со средними способностями. Таким образом, при правильной организации обучения 95% обучающихся могут полностью усваивать всё содержание обучения.
Первый шаг к успешному занятию - точное определение и формулировка учебной цели. При этом цель обязательно должна быть диагностичной, чтобы преподаватель смог по ходу обучения однозначно соотнести реальный результат обучения с запланированной учебной целью. Цель должна быть сформулирована через результаты обучения.
Следующий значимый элемент эффективного учебного занятия организация понимания и запоминания учебного материала. Чаще всего при организации обучения мы опираемся на работу левого полушария мозга, отвечающего за аналитическое мышление, при этом правое полушарие задействовано минимально. Для повышения эффективности учебного занятия надо создать такие условия, при которых в работу будут включены оба полушария мозга. Что надо для этого сделать?
Нагрузить правое полушарие информацией, которая имеет яркую эмоциональную окраску. Информация, вызвавшая эмоциональный отклик, запоминается намного лучше, чем просто нейтральная информация. Например, при изучении темы можно организовать дискуссию, обратить внимание на значение изучаемого вопроса для общества, науки, здоровья и т.д.;
Задействовать на занятии воображение студентов;
Использовать мнемонические приемы запоминания, которые помогают активизировать правое полушарие. Надо не только пользоваться готовыми мнемоническими формами, но и обучать студентов мнемоническим приемам;
Использовать рифмованные формы для облегчения запоминания. Текст, облеченный в рифму усваивается значительно легче и быстрее. На занятиях можно использовать как готовые рифмы («алюминий, феррум, хром, их валентность равна трем»), так и предлагать студентам самим зарифмовать основные понятия;
Использовать возможности визуализации для активизации правой части мозга: схемы, рисунки, графики, опорные конспекты объединяющие логику с воображением.
Однако, чувство меры при этом терять нельзя, нагружая вместо одного полушария другое. Важно, чтобы оба полушария работали синхронно.
Кроме того, организация работы обучающихся на занятии таким образом, чтобы они объясняли часть учебного материала друг другу, значительно облегчит процесс понимания и запоминания учебного материала.
И еще немаловажный момент - организация повторения. Повторение не должно носить формальный характер, необходимо выделить для повторения именно тот материал, который необходим для успешного восприятия нового (ничего лишнего и второстепенного). С повторением изученного материала можно сочетать и проверку знаний, при этом на первое место должно выходить именно повторение, а за тем уже проверка.
От современных студентов, во всяком случае, на уровне среднего профессионального образования, трудно ожидать что они с одинаковым интересом будут изучать все дисциплины, входящие в образовательную программу, следовательно, задача преподавателя организовать учебное занятие так, чтобы студент вынужден был включиться в познавательную деятельность и эффект от этой деятельности был максимальным.
Список источников информации:
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин М.: Вита-Пресс, 2000.- 88с.
2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В.С.Кукушин – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. –474 с.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений/ С.Д.Смирнов – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 304с.
4. Studme [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studme.org/1524111518054/pedagogika/priobretenie_znaniy