Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Использование социо-игровой технологии на уроке специальная технология в группе по профессии Штукатур из числа выпускников СКОУ 8 вида

Поделитесь с коллегами

Использование социо-игровой технологии на уроке специальная технология в группе по профессии Штукатур из числа выпускников СКОУ 8 вида


Алексеенко Оксана Гергиевна, преподаватель

ГПОУ «Яшкинский техникум технологий и механизации», пгт. Яшкино

Активные формы обучения, в том числе и игровые, в последнее время стали популярны. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность обучающихся, способствуют становлению творческой личности, увеличивают интерес к получению своей будущей профессии. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, позволяют удовлетворять потребность подростков в общении.
Включая в структуру урока социо-игровые технологии, мы получаем положительный результат в области коммуникации, познания, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развиваем интеллектуальные способности обучающихся по сравнению с традиционным обучением, способствуем речевому, художественно-эстетическому, социальному развитию.
Авторы социо-игровой технологии Евгений Евгеньевич Шулешко – президент Международной Федерации Свободного Образования, известный московский психолог и педагог, Анастасия Петровна Ершова – педагог и режиссер, Вячеслав Михайлович Букатов – доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социо – игрового стиля обучения.
Сущность социо-игрового стиля работы основатели определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия следует организовывать: как игра-жизнь между микрогруппами обучающихся (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них. Это дает возможность объединить обучающихся общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности:
1. Игры для рабочего настроя.
2. Игры-разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
3. Игры социо-игрового характера – приобщают к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения преподавателя с обучающимися и обучающихся друг с другом.
4. Игры творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
5. Игры, требующие передвижения.
Расмотрим пример социо – игровой технологии на примере урока «Конструктивные и архитектурные элементы здания».
В начале урока используется прием «Волшебная палочка». В качестве «волшебной палочки» может быть любой предмет: карандаш, линейка. Итак, обучающиеся передают волшебную палочку по рядам, и каждый, кто её получает, называет конструктивные или архитектурные элементы здания. Например, такие как: стена, окно, двери, потолок, фундамент, балкон и др. Если обучающиеся называют неправильно то преподаватель поправляет их и говорит, как нужно сказать правильно, например не потолок и пол, а перекрытие. Задачу в данном приеме можно усложнить, передавая палочку назад преподавателю, повторить свой вариант ответа и назвать ассоциацию, которую он вызывает. Прием «Волшебная палочка» используется для актуализации знаний обучающихся.
Следующий прием – игра-разминка. Так как социо – игровая технология предполагает работу в группах, можно использовать игру «Пазл». Для проведения этой игры готовятся пазлы в зависимости от темы урока. Задача обучающихся найти пару, собрав пазл, и сказать, какое здание или сооружение у них получилось. Процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между обучающими, умению договориться.
Следующий прием называется «Видимо не видимо». Преподаватель раздает группам листок бумаги, на котором разбросаны буквы, например: мост, крыша, лестница. Обучающимся нужно составить из букв название строительного объекта или элемент здания, вслух название не произносить.
Переходим к следующему приему «Оживление» в котором обучающимся надо молча показать строительный объект или элемент здания, который они собрали из букв, а остальные должны догадаться что это. Прием «Оживление» способствует развитию дружеских отношений и творческого мышления.
Следующий прием - тоже творческий. Каждой группе необходимо нарисовать здания или сооружения, используя как можно больше конструктивных и архитектурных элементов здания. Рисовать обучающиеся должны вместе на одном листе правой рукой, а на другом листе левой рукой и тоже вместе. После того как они нарисуют свои здания или сооружения, им их необходимо вырезать и прикрепить на доску, таким образом у них получится уже не один объект а целый квартал из их рисунков. Обучающиеся рассказывают, какие архитектурные элементы использовали при «строительстве». Прием «Оживление» направлен на развитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии.
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии. Здесь мы используем прием «Волшебная шкатулка». Во время урока обучающиеся сами сочиняют вопросы друг для друга, записывают их на листочек и помещают в шкатулку, потом вытягивают вопросы и отвечают на них. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия, тем самым студенты учатся выражать свои мысли.
В данной технологии существуют три главные правила!!!
1. Двигательная активность обучающихся.
2. Смена мизансцен, ролей, темпо-ритма на уроке.
3. Работа обучающихся малыми группами.
Используя «золотые» правила социо – игровой технологии, обучающиеся учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у них формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к одногруппникам; обучающиеся умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать преподавателю; отсутствует чувство страха за ошибку.
Приемы социо – игровой технологии универсальны, и могут быть адаптированы преподавателями как общеобразовательных, так и общепрофессиональных дисциплин.

Список источников:

1. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Владос, 2013. – 56 с.
2. Букатов, В.М. Шулешко Е.Е., Ершова А.П. Возвращение к таланту. – Красноярск, 2010. – 78 с.
3. Шулешко, Е.Е. Социо - игровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. – Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990.

Оставьте свой комментарий
avatar