- 3 Загрузки
- 2946 Просмотров
- Обсудить
Горбачёва В.В., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Проектную и учебно-исследовательскую работу студентов относят к инновационным педагогическим технологиям, акцентируя внимание на их новизне, прогрессивной роли в образовании и возможностях воспроизводить, тиражировать их в образовательном процессе. Психологии и педагоги справедливо видят в учебно-исследовательской и проектной работе огромный образовательный потенциал, так как эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, усиливают положительную мотивацию в обучении, развивают личность студента, её творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию.
Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современном образовании объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого» подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошёл поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний студентами. Этот подход был закреплён в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и развит в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.
Ведение студентами проектных и учебно-исследовательских работ способствует развитию и формированию многих метапредметных компетенций, перечисленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Прежде всего, в ходе проектной и учебно-исследовательской работы формируются регулятивные умения, направленные на организацию, планирование студентами своей познавательной деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, самостоятельно планировать пути достижения целей, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и т.п. Другая группа компетенций связана с овладением общими познавательными умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. И наконец, в ходе проектных и учебно-исследовательских работ, требующих умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и другими студентами, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, использовать информационно-коммуникационные технологии, - развивается коммуникативная компетенция.
Проектная работа идёт по этапам: выбор темы, сбор и отбор материала, его классификация, создание задуманного продукта и, наконец, представление продукта и результата. Почти все эти этапы содержит и учебно-исследовательская работа, но она осложнена творческим, самостоятельным выбором проблемы исследования, построением предположения (гипотезы), выбором исследовательского метода.
Существует множество классификаций проектов: по длительности (краткосрочные и длительные), по количеству участников (индивидуальные, коллективные, групповые), по типу ведущей деятельности (творческие, прикладные, ознакомительно-ориентировочные, исследовательские).
Выбор проектной или учебно-исследовательской работы зависит от возраста обучающихся, от присущих каждому возрастному периоду характерных стремлений, интересов, уровня развития. Так, в раннем студенческом возрасте (15-17лет) интересно не только то, что внешне занимательно, нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. Студентов привлекают самостоятельные формы организации, занятный, трудный учебный материал, возможность самим строить свою познавательную деятельность на занятии и за пределами школы. Самыми сильными мотивами обучения в этот период оказываются стремления найти своё место в коллективе, утвердить свою индивидуальность, поэтому наиболее адекватна этому возрасту групповая проектная работа.
Как и любой вид работы, исследовательская и проектная работа планируется заранее. Такое планирование называют педагогическим проектом руководителя. Педагогическое проектирование касается постановки развивающих о образовательных целей, определения времени проведения работы, её формы, конкретных этапов и их содержательного наполнения, адаптации методов исследования, создания конечного продукта и возможностей его представления.
Выстраивая предметные цели исследовательской и проектной работы по русскому языку, нужно учитывать специфику новых образовательных технологий – их ориентированность на развитие личности студентов. Вместе с тем эти цели должны соответствовать современной образовательной концепции.
Развивающие цели исследовательской и проектной работы студентов по русскому языку соотносятся с задачами формирования личности школьников в любых областях общего образования:
- развитие личности через познание мира, других людей, самопознание;
- развитие исследовательского поведения и исследовательских умений;
- развитие самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие творческой инициативы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие научного мировоззрения;
- развитие потребности в рефлексии: объективном оценивании своих достижений, соотнесении их с приложенными усилиями.
Предметные цели исследовательской и проектной работы по русскому языку логично определять через ключевые компетенции (коммуникативную, лингвистическую, культуроведческую), как это делается в современных образовательных документах.
Лингвистическая компетенция – это умение применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке. В ходе исследовательской и проектной работы по русскому языку предполагается формирование и развитие у студентов следующих знаний и умений, овладение определёнными видами деятельности, составляющими лингвистическую компетенцию:
- представлений об исследовательской работе по русскому языку;
- знаний о достижениях лингвистической науки (имена и научные биографии выдающихся учёных-русистов, проблемы, методы лингвистического исследования, результаты исследований по русскому языку);
- знаний о системности языка (на основе систематизации, расширения и углубления знаний о русском языке, полученных при изучении различных разделов курса);
- языковой рефлексии;
- умений использовать некоторые методы сбора и анализа языкового материала;
- исследовательских умений (формулировать тему, гипотезу, цели и задачи лингвистического исследования, выбирать лингвистический метод в зависимости от целей и объекта исследования, формулировать выводы).
Коммуникативная компетенция – способность к общению в соответствии с различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому взаимодействию. Проектная и исследовательская работа ставит студентов перед необходимостью:
- читать и находить нужную информацию в справочной, научно-учебной и научной литературе;
- создавать и редактировать текст;
- «свёртывать» и «развёртывать» текст;
- публично выступать и общаться на лингвистические темы (в форме монолога, диалога);
- отстаивать свою точку зрения в ходе диспута на лингвистические темы.
Все эти задачи способствуют развитию коммуникативной компетенции.
Развитие культуроведческой компетенции – также одна из образовательных задач, которая решается при ведении студентами исследовательской и проектной работы:
- через понимание русского языка как системы, меняющейся вместе с развитие общества, отражающей особенности национального видения мира;
- через владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения и осознание норм речевого этикета как национально-специфических.
Кроме того, задачи развития лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций решаются при отборе содержания исследовательской и проектной работы по русскому языку.
В организации проектной работы студентов (независимо от предметной области) принято выделять следующие этапы:
1. Предварительный этап: вовлечение студентов в проектную работу; знакомство с целями, структурой нового вида работы.
2. Определение темы конкретного проекта; разделение студентов на группы.
3. Выявление проблемы и цели данного проекта, определение продукта.
4. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы, определение методов исследования (в исследовательском проекте).
5. Работа в группах, координируемая руководителем проекта: регулярные встречи, во время которых студенты обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует и корректирует проделанную студентами работу. Она включает:
- сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям, опыту, работа с источниками информации, постановка эксперимента (в исследовательском проекте), получение и первичная обработка данных;
- анализ собранной информации, формулирование выводов, координация действий разных групп;
- создание запланированного продукта;
- подготовка презентации проекта.
6. Презентация (демонстрация продукта и результата проекта – кульминация проекта) в виде выступления с докладом или компьютерной презентации, выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, студенческого праздника и т.д.
7. Оценка проекта, рефлексия над результатами проекта.
Разумеется, что каждый вид проекта вносит свои коррективы в программу в зависимости от количества участников, выбранной темы, характеристики проекта по типу преобладающий деятельности. Также имеет свои особенности программа учебно-исследовательской работы по русскому языку, в которой этапы работы более детализированы.
Литература
1. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку.// Русский язык в школе. – 2007. - №2.
2. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку.// Русский язык в школе. – 2011. - №5.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. – М., 2006.